Психосоматическая медицина - учебная программа и требования для получения зачета
Критерии получения зачета по курсу психосоматической медицины.
Посещение практических занятий и активное участие во время их проведения.
Посещение лекций.
Написание представления о больном.
Сдача компьютерного зачета. Критерии оценки компьютерного зачета: оценка за компьютерный зачет выставляется компьютером по количеству правильных ответов.
Учебная программа по курсу психосоматической медицины.
Занятие №1. Неврозы.
Цель семинара: изучение неврозологии ( определение, патогенез, понятие о личностных особенностях и их участие в неврозообразовании, представления о невротических конфликтах, механизмах психологической защиты, клинические варианты неврозов).
План занятия:
- определение и клиническая картина неврозов,
- этиология неврозов,
- патогенез неврозов,
- психологические представления,
- типология внутриличностных конфликтов,
- диагностика неврозов,
- виды невротических расстройств ( истерический невроз – (F44) диссоциативные или конверсионные расстройства по МКБ – 10, обсессивно- компульсивные расстройства – F(42), неврастения – (F48).
- совместный осмотр больных с различными формами неврозов. Выявление типологии внутриличностного конфликта в конкретной клинической ситуации. Освоение навыков сбора клинического анамнеза, выявление причины и нозологической формы неврозов.
Занятие №2. Психосоматические расстройства (классические психосоматические заболевания).
План занятия:
- определение понятия,
- диагностика: регистрация соматического заболевания и использование рубрики F54 («психологические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других разделах),
- классические психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно- кишечного тракта, органов дыхания, кожи, эндокринной системы, другие психосоматические заболевания,
-совместный осмотр больного психосоматическим заболеванием. Микрокурация больных психосоматическим заболеванием.
Занятие №3.
Соматоформные и поведенческие расстройства с соматическими проявлениями.
План занятия:
- тревожные расстройства: тревожно- депрессивные, тревожно-фобические, маски тревоги в клинике соматических заболеваний (F40,41), коморбидность тревожных и депрессивных расстройств.
- депрессивные расстройства невротического уровня с соматическими проявлениями ( F32 – депрессивный эпизод), дистимия (F34.1), F45 - соматоформные расстройства, расстройства адаптации (F43.2), поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями (F50: расстройства приема пищи), расстройства сна неорганической природы (F50).
- решение клинических задач по изучаемой теме.
Занятие №4. Психические расстройства при соматических заболеваниях.
План занятия:
- понятие о внутренней картине болезни,
- этиопатогенез психических расстройств при соматических заболеваниях,
- психопатологические синдромы при соматических заболеваниях( астенический синдром, аффективные расстройства: тревожные и депрессивные расстройства, эйфория, дисфория, синдромы помрачения сознания, синдромы выключения сознания, деменция и психоорганический синдром).
- психические нарушения при онкологических заболеваниях,
- психические расстройства пред- и послеоперационного периода.
- решение клинических задач.
Занятие №5. Лечение психосоматических заболеваний.
План занятия:
- общая тактика обследования психосоматического больного,
- основные принципы терапии психосоматических заболеваний,
- основные группы психофармакологических препаратов (антидепрессанты, нейролептики, анксиолитики, ноотропы),
- анксиолитики (определение, механизм действия, основные и побочные эффекты, классификация),
- антидепрессанты (схема та же),
- нейролептики (- «-),
- нормотимики (-«-),
- ноотропы (-«-),
- применение психотропных средств при: невротических расстройствах, паническом расстройстве, посттравматическом стрессовом расстройстве, при расстройстве приспособительных реакций, диссоциативных расстройствах, соматоформных расстройствах, неврастении).
Занятие №6. Методы психотерапии.
План занятия:
-определение, уровни реализации.
- виды: суггестивная, рациональная, когнитивно-поведенческая, динамическая психотерапия (психоанализ, патогенетическая по В.М. Мясищеву), гуманистическая психотерапия , гештальт-психотерапия по К.Роджерсу), семейная, детская. По числу участников: групповая, индивидуальная. Виды психотерапии по времени воздействия, по направленности (симптом, конфликт, личность),
- показания для психотерапии, ее цели,
- неспецифические условия для проведения психотерапии,
- методы психотерапии,
- гипносуггестивная психотерапия (виды, техника, методики), понятие гипнабельности,
- когнитивно-поведенческая психотерапия (виды),
- гуманистическое направление. Гештальт- терапия,
- краткосрочная позитивная психотерапия (принципы работы, этапы),
- психотерапевтический подход врача в общемедицинской практики.
Список литературы, рекомендуемой студентам 6 курса:
1. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. А.Б. Смулевич – М.: Медицинское информационное агенство, 2003.
2. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике. Под редакцией акад. РАМН А.Б.Смулевича. Москва, издательский дом «Русский врач» 2000.
3. Психические расстройства в практике терапевта. Москва «Медпресс – информ» 2005.
4. Психосоматические расстройства. В.Д.Тополянский, М.В. Струковская. Москва, Медицина, 1986.
5. Психокардиология. А.Б. Смулевич, А.Л. Сыркин. Медицинское информационное агенство, Москва, 2005.
6. Психосоматические заболевания. Полный справочник. Под ред. Ю.Ю.Елисеева. Москва «Эксмо», 2003.
7. Психосоматическая медицина. Руководство для врачей. Под ред. Акад. РАМН П.И. Сидорова, Москва «Медпресс – информ» 2006.
8. Психосоматический больной на приеме у врача. Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер. СПб 1994.