programm
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - освоение студентами основ психологии и педагогики для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к пациенту, его родственникам, своим коллегам, личности любого другого человека. Формирование у студентов представлений о науке психологии, ее исторических школах и ведущих направлениях, о психических процессах, психических состояниях и свойствах человека, Создание у студента психолого-педагогического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.
Задачами дисциплины являются:
- последовательно раскрыть основы психологических и педагогических знаний, в том числе в области общей, социальной, возрастной психологии и психологии личности, общей педагогики, продемонстрировать их приложение к будущей профессиональной деятельности;
- сформировать необходимые целевые установки в отношении содержания профессионального поведения;
- приобщить к основам педагогической и психологической культуры, выработать навыки психологически и педагогически обоснованного общения;
- раскрыть основные составляющие педагогической деятельности, формы воспитания и обучения пациентов при осуществлении врачом лечебно-профилактического процесса.
- формирование представлений о психической структуре человека: индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности, об их соотношении и структуре.
-
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Психология и педагогика» изучается во втором семестре, относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Педиатрия.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (биология, анатомия человека, нормальная физиология).
Знания, необходимые для изучения последующих дисциплины:
Дисциплины профессионального цикла, включая дисциплины педиатрии.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);
способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях, и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементов здорового образа жизни (ПК-25);
способен и готов к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК- 26).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- предмет, задачи, методы психологии и педагогики;
- основные этапы развития современной психологической и педагогической мысли (основные научные школы);
- познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
- психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);
- основы возрастной психологии и психологии развития;
основы психологии здоровья;
- основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения).
Уметь:
- использовать психолого-педагогические знания
- в своей профессиональной деятельности,
- в процессе разработки медико-психологической тактики лечения,
- в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами,
- в научно-исследовательской, профилактической и просветительской работе;
- учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения;
- вести деловые и межличностные переговоры;
- вести просветительскую работу среди населения.
Владеть:
- навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;
- навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;
- методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
5.4. Лекции
5.5. Практические занятия проводятся в форме семинаров.
5.6. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
5.7.Семинары
5.8. Самостоятельная работа
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Темы рефератов
1. Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии, академическая и практическая психология, современное состояние психологии, основная парадигма.
2. Методы психологической науки. Интроспекция, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование.
3. История развития психологической науки. Развитие взглядов о предмете психологии. Сознание как предмет научной психологии, психология как наука о поведении, психология как наука о бессознательном.
4. Психика как форма отражения материи. Механизмы психики, физическое, физиологическое, психическое отражение. Раздражимость и чувствительность. Этапы развития психики.
5. Современные психологические направления.
6. Сознание как высшая стадия развития психики. Свойства сознания, общественно - историческая природа сознания.
7. Ощущение. Современные концепции ощущения.
8. Восприятие. Принципы организации восприятия. Современные теории восприятия.
9. Внимание. Современные теории внимания. Развитие внимания в онтогенезе.
10. Память. Виды памяти.
11. Теории памяти в психологии.
12. Нарушения памяти (амнезии)
13. Способы тренировки и улучшения памяти.
14. Мышление, общая характеристика.
15. Мышление как деятельность, виды мышления.
16. Соотношение мышления и речи. Феномен эгоцентрической речи.
17. Воображение и индивидуальное творчество. Развитие воображения на различных этапах онтогенеза.
18. Функции воображения.
19. Психология творческого мышления. Личностные особенности творческого мышления.
20. Интеллект.
21. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже.
22. Эмоции. Свойства и функции, полярность эмоций.
23. Теории эмоций.
24. Направленность личности.
25. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
26. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
27. Гендерные различия способностей.
28. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
29. Место характера в структуре личности. Формирование характера.
30. Механизмы психической регуляции. Теоретический анализ волевого действия.
31. Теории мотивации.
32. Личность. Определения личности. Формирование личности.
33. Теории личности.
34. Самосознание. Становление самосознания, функции самосознания. Значение психологических знаний для медицинской теории и практики.
35. Значение педагогических знаний для медицинской теории и практики.
36. Психология и медицина: грани взаимодействия.
37. Современные педагогические технологии и их использование в просветительской деятельности врача.
38. Измененные состояния сознания.
39. Проблемы нормы и патологии в развитии личности.
40. Соотношение личности и темперамента.
41. Соотношение темперамента и характера.
42. Темперамент и способности.
43. Типология характеров. Акцентуации характера
44. Место характера в структуре личности. Формирование характера.
45. Теоретический анализ волевого действия.
46. Семья как малая группа. Определение. Основные функции. Стадии развития семьи.
ВИДЫ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ:
Психические процессы. Ощущения.
1. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен:
А) проводниковым отделом
Б) рецептором
В) анализатором
Г) рефлексом
2. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
А) анализатором
Б) рецептором
В) проводящими нервными путями
Г) рецепцией
3. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:
А) центральный отдел
Б) рецептор
В) проводниковый отдел
Г) периферический отдел
4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, -это порог ощущений:
А) нижний абсолютный
Б) дифференциальный
В) временный
Г) верхний абсолютный
5. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:
А) нижний абсолютный
Б) дифференциальный
В) временный
Г) верхний абсолютный
6. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:
А) нижний абсолютный
Б) порогом различения
В) временным порогом
Г) диапазоном чувствительности к интенсивности
7. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:
А) депривация
Б) дереализация
В) девальвация
Г) деавтоматизация
8. В условиях сенсорной депривации:
А) не актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях
Б) не наблюдается нарушение памяти
В) крайне редко появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия)
Г) активизируется процесс воображения
9. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям, известно как:
А) синестензия
Б) сенсибилизация
В) адаптация
Г) аккомодация
10. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрит., слух…), называется:
А) адаптация
Б) сенсибилизация
В) синестензия
Г) модальность
11. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называют:
А) экстерорецептивными
Б) интерорецептивными
В) проприорецептивными
Г) интерактивными
12. К экстерорецептивным ощущениям относят:
А) зрительные
Б) органические
В) равновесия
13. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:
А) экстерорецептивными
Б) интерорецептивными
В) проприорецептивными
Г) внутренними
14. К интерорецептивным ощущениям относятся:
А) органические
Б) равновесия
В) слуховые
Г) вкусовые
15. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве:
А) экстерорецептивными
Б) интерорецептивными
В) проприорецептивными
Г) двигательными
16. К проприоцептивным ощущениям относят:
А) органические
Б) тактильные
В) статические
Г) зрительные
17. К основным свойствам ощущений не относят:
А) качество
Б) длительность
В) интенсивность
Г) объем
Психические процессы. Восприятие.
Восприятие часто принято называть:
А) осязанием
Б) апперцепцией
В) перцепцией
Г) наблюдательностью
Основным критерием классификации восприятия на восприятие времени, пространства и движения, выступает:
А) ведущий анализатор
Б) предмет отражения
В) форма существования материи
Г) активность субъекта
Время, насыщенное в прошлом событиями, деятельностью, вспоминается как:
А) более продолжительное
Б) быстро прошедшее
В) обычное, без изменений
Г) малозначимое
Ошибочное восприятие реальных вещей или явлений, называется:
А) агнозией
Б) галлюцинацией
В) иллюзией
Г) бредом
Иллюзии восприятия не обусловлены:
А) особенностями строения глаза
Б) спецификой кодирования и декодирования информации
В) эффектом иррадиации
Г) темпераментом воспринимающего
Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
А) иллюзиями восприятия
Б) галлюцинациями
В) фантазиями
Г) грезами
Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
А) транспозиции
Б) фигуры и фона
В) константности
Г) заполнения пробелов
По отношению к восприятию, феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона, известен как:
А) иллюзия
Б) константность
В) целостность
Г) предметность
В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению, проявляется такое свойство восприятия, как:
А) целостность
Б) предметность
В) константность
Г) структурность
Предметность образа восприятия характеризуется:
А) реальностью
Б) объективированностью соотнесения образа с предметом
В) однозначностью
Г) полимодальностью
Способность различать части в образе предмета или явления, в результате чего доступно установление отношений между частями:
А) анализ
Б) полимодальность
В) структурность
Г) неоднозначность
Принцип «заполнения» состоит в том, что мозг стремится:
А) заполнить плохо очерченный контур
Б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы
В) сгруппировать сходные элементы
Психические процессы. Внимание.
1.Произвольное внимание:
А) опосредованно социально-выработанными способами поведения
Б) есть продукт созревания организма
В) имеет биологическое происхождение
Г) обладает пассивным характером
2.Временно-господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других центров, называется:
А) доминанта
Б) субдоминанта
3.Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
А) новизна раздражителя
Б) неожиданность раздражителя
В) интерес человека
Г) усталость
4.Непосредственно, под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры г.м., возникает внимание:
А) непроизвольное
Б) произвольное
В) послепроизвольное
Г) внутренне – направленное
5.Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
А) отсутствие цели деятельности
Б) постановка цели деятельности
В) новизна раздражителя
Г) эмоциональная значимость объекта
6.Принцип доминанты характерен для:
А) произвольного внимания
Б) послепроизвольного внимания
Г) непроизвольного внимания
7.Значения параметров внимания, это индикатор:
А) только состояния человека
Б) только степени утомления и уровня бодрствования
В) только уровня бодрствования
Г) состояния, степени утомления и уровня бодрствования
8.К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:
А) концентрация
Б) объем
В) распределение
Г) скорость
9.О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно, свидетельствует:
А) концентрация
Б) устойчивость
В) распределение
Г) избирательность
10.Степень сосредоточенности сознания на объекте - это показатель:
А) объем
Б) концентрация
В) распределение
Г) переключение
11. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня, является такой характеристикой внимания, как:
А) объем
Б) устойчивость
В) распределение
Г) избирательность
12. Способность отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные, называется:
А) переключение
Б) избирательность
В) концентрация
Г) объем
13.Количество впечатлений, которые могут быть с полной ясностью и отчетливостью восприняты в одном акте внимания, обозначает:
А) скорость
Б) концентрация
В) устойчивость
Г) объем
14.Комплексной характеристикой процесса внимания, является показатель:
А) скорости
Б) точности
В) успешности
Г) объема
Психические процессы. Память.
1.Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную, является:
А) ведущий анализатор
Б) вид деятельности
В) временная характеристика
Г) характер психической активности
2.Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется:
А) механической
Б) логической
В) эмоциональной
Г) аудиальной
3. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы (цвет лица и др.) – это память:
А) эйдетическая
Б) наглядно-образная
В) феноменальная
Г) эмоциональная
4. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
А) долговременная
Б) произвольная
Г) эмоциональная
Г) механическая
5.Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется:
А) оперативной
Б) кратковременной
В) следовой
Г) долговременной
6.В течение около 20 секунд, функционирует память:
А) оперативной
Б) кратковременной
В) сенсорная
Г) долговременной
7.Структура долговременной памяти:
А) ассоциативна
Б) неассоциативна
В) алогична
Г) не выяснена
8.Количество воспроизведенных или узнаваемых элементов к общему объему предъявленного стимульного материала, называется коэффициентом:
А) запоминания
Б) ошибок
В) забывания
Г) воспроизведения
9.Прочность запоминания не зависит:
А) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта
Б) от значимости соответствующего материала для достижения целей
В) от эмоционального состояния
Г) от объема памяти
10. К факторам забывания не относится:
А) возраст субъекта
Б) неиспользование усвоенного материала
В) характер материала
Г) гендерные особенности
11. Критерием сохранности информации в памяти, являются:
А) скорость запоминания
Б) эрудированность субъекта
В) образованность субъекта
Г) воспроизведение и узнавание
12. Узнавание – это воспроизведение:
А) первичное
Б) вторичное
В) третичное
Г) совершенно новое
13.Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий – это:
А) припоминание
Б) узнавание
В) представление
14.График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения, называется кривой:
А) забывания
Б) распределения
В) усвоения
15. Через какой временной промежуток происходит наибольшая потеря полученной информации:
А) в течение первого часа
Б) в течение дня
В) через неделю
г) через месяц
Психические процессы. Мышление.
1.Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями как:
А) беспричинные
В) корреляционные
В) причинно-следственные
Г) какие – либо, не являющиеся сущностью мышления
2.Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется:
А)наглядно-действенным
Б)наглядно-образным
В)словесно-логическим
Д)абстрактным
3.Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте:
А)2-3 лет
В)4-6 лет
В)7-8 лет
Г)9-10 лет
4.Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «охватывания» структуры ситуации представляет собой мышление:
А)интуитивное
Б)дискурсивное
В)аналитическое
Г)теоретическое
5.Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является:
А)наглядно-действенное
Б)наглядно-образное
В)словесно-логическое
Г)интуитивное
6. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
А) сравнением
Б)анализом
В)синтезом
Габстрагированием
7. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
А)анализ
Б)синтез
В)обобщение
Г)классификация
8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
А)обобщение
Б)сравнение
В)классификация
Г)абстрагирование
9. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
А) анализ
Б) сравнение
В) классификация
Г) абстракция
10. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
А)понятие
Б)суждение
В)умозаключение
Г)рассуждение
11. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность:
А) к обобщению
Б) к моделированию
В) к умозаключению
Г) к сравнению
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ (ЗАДАЧ):
Ситуационная задача №1
У Вас на работе есть коллега, который часто несдержан в общении, может накричать если в операционной ему недостаточно быстро передали инструмент, очень жестко разговаривает с пациентами, не терпит если ему возражают, не любит бумажной работы, эмоционален.
Определите тип темперамента
Ситуационная задача №2
Ко дню рождения Кати (8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Катю долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда её вытащили из-под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страданием во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру, но очень быстро устала, стала капризничать и плакать. Определите тип темперамента.
Ситуационная задача №3
Десятилетняя Лера бушует. Её коренастое тело дрожит, своими крепкими кулачками она колотит мальчика, который обидел её младшего братишку. Лера всегда знает, чего хочет, и знает, как достичь желаемого. У неё всё зависит от воли. Она может многого добиться самостоятельно, если осознает, что это необходимо. Любит отчаянные и рискованные истории. Она темпераментная актриса, если роль её по душе. Определите тип темперамента.
Ситуационная задача №4
Моника К., 7 лет 11 месяцев. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т.к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако взрослым она льстила напропалую, старалась им понравиться.
1. Выделите черты, характеризующие темперамент.
2. Выделите черты характера.
3. Дайте сравнительный анализ акцентуации характера и психопатии.
4. Какой тип акцентуации (или психопатии) представлен в данном примере.
5. Укажите ошибки воспитания, приводящие к акцентуациям характера.
Ситуационная задача №5
На прием мама приводит 12 подростка с жалобами на плохой сон, снижение аппетита, быструю утомляемость, в ходе сбора анамнеза выясняется, что мальчик с детства подвержен частым простудам, бронхитам, у него быстро меняется настроение. В этом году в школе появилась новая учительница русского языка, «очень строгая, даже жесткая», по словам мамы, которая хочет сделать из класса – литературный, и сын стал плохо спать, есть, стал вялым, унылым. Определите акцентуацию характера.
Ситуационная задача №6
К Вам на прием мама приводит 13 летнюю девочку, которая жалуется на постоянные головокружения, головные боли, мама рассказывает, что дочка часто чуть не падает в обморок, особенно часто это происходит в школе или на занятиях театральном кружке, так же девочку часто беспокоят боли в желудке. При обследовании не выявляется никакой патологии – девочка вполне здорова. Мама говорит, что дочка очень общительна, любит выступать на сцене, танцевать, петь, любит быть в центре внимания, в театральном кружке всегда играет главные роли, но в последнее время ее стали меньше занимать в постановках говорит, что «в студи появилась новенькая, у которой богатый папа и теперь ей достаются все лучшие роли и не потому, что та лучше, а потому, что папа купил костюмы для спектакля». Определите акцентуацию характера.
Ситуационная задача №2
Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: "Так-так…да-да…" В середине беседы он задумчиво полистал проект со словами: "Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями".
Проанализируйте влияние на слушателя одновременно слов и жестов.
Ситуационная задача №3
Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: "Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества…" Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.
Проанализируйте влияние на слушателя одновременно слов и жестов.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
1. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: пособие для студентов –СПбГМУ, 2003
2. Пособие по общей и медицинской психологии для студентов – СПб, 1991.
I часть IIчасть
3. Социально-психологические основы проф. деятельности врача: пособие для студентов – Изд-во СПбГМУ, 2004.
б) дополнительная литература
1.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2002.
2. Тюльпин Ю.Т. Медицинская психология: учебник – М.: Медицина, 2004. Торохтий, Владимир Свиридович. Психологическое здоровье семьи : учеб.-метод. пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб. : КАРО, 2009. - 160 c.
3.Чалдини, Роберт. Психология влияния / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.[и др.] : Питер, 2009. - 286 c.
4.Чекалина, Ангелина Анатольевна. Гендерная психология : учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М. : Ось-89, 2009. - 237 c.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://www.msmsu.ru/, http://mon.gov.ru/, http://www.ipras.ru/, http://ismo.ioso.ru/, http://www.pirao.ru/ru/news/,
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
• Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК.
• Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской, мелом.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Психология, педагогика» изучается во втором семестре, на её освоение отводится 5 аудиторных часа в неделю: 2 часа – лекция, 3 часа – семинарские занятия (всего 72 часа) и 36 часов для самостоятельной работы студента. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как: деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, моделирование и разбор конкретных ситуаций, защита просветительских педагогических проектов, тренинги.
9.1. Методические рекомендации преподавателю по организации и проведению лекций
Согласно ФГОС интерактивные формы обучения должны составлять 5%.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
• Круглый стол (дискуссия, дебаты)
• Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
• Деловые и ролевые игры
• Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
• Мастер класс
Тематика НИРС:
· Психологическая адаптация в условиях здоровья и болезни
Возрастные и семейные психологические кризисы
Психологическая диагностика и консультирование
Медико-психологические аспекты экстремальной профессиональной деятельности
Психология бесплодия.
Психологическая подготовка к родам
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.
При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения практического занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат.
В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.
Поскольку многие разделы психологии имеют прикладное значение, серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, применению активных методов, стимулирующих собственную мыслительную и практическую деятельность студента. Лекции и различные формы практических занятий должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем медицинской психологии.
Лекционные занятия снабжают студента базовым набором психолого-педагогический знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют студента в психолого-педагогической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.
Лекционные занятия формируют у студента способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, умение логически мыслить.
9.2. Методические указания к лабораторным занятиям
Учебным планом не предусмотрено
9.3.Методические указания к практическим (семинарским) занятиям и коллоквиумам
Различные формы практической деятельности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний. Практические занятия в системе подготовки врача играют значительную роль. Функции практических занятий: закрепление теоретических знаний на практике, формирование исследовательских умений, применение теоретических знаний для решения практических задач, самопознание и саморазвитие студента.
Типичными заданиями для практических занятий являются:
· индивидуальные задания;
· групповые задания;
· решение ситуационных задач;
· групповая дискуссия;
· деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.
При проведении практических занятий учебная группа может делиться на несколько подгрупп (по 4-5 чел.), что дает преимущества в организации занятий. Преподаватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельностью малых групп и отдельных студентов, для оказания им своевременной методической помощи. Для эффективного использования времени, отводимого на практическое занятие, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.
План практического занятия включает в себя следующие пункты:
внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;
выполнение практических заданий;
обсуждение итогов выполненной работы;
оформление отчета о выполненной работе;
оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.
Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, имеющие репродуктивный характер, должны сопровождаться подробными инструкциями или алгоритмами действия, в частности: цель работы, план работы, тип выводов. Работы частично-поискового или поискового характера требуют от студентов самостоятельного поиска решения проблемы
Формы организации студентов на занятии: фронтальная (студенты выполняют одновременно одни и те же задания), групповая (одна и та же работа выполняется в малых группах), индивидуальная (каждый студент выполняет индивидуальное задание). Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, упражнений с методическими указаниями.
Семинарские занятия, в том числе интерактивные, формируют у студента:
- навыки публичного выступления, навыки ведения дискуссии, умение вести деловые переговоры и осуществлять межличностное общение;
- способность понимать психолого-педагогические теории и использовать их выводы и рекомендации в профессиональной деятельности;
- умение вести просветительскую работу с пациентами;
- навыки работы в коллективе, лидерские и исполнительские качества;
- мотивацию к профессиональному и личностному росту, интерес к профессии и потребность в непрерывном повышении квалификации.
Самостоятельная работа в процессе подготовки к семинарским занятиям формирует системность мышления, трудолюбие и волевые качества, повышает познавательный интерес.
Формой контроля знаний студентов является зачет.
9.4. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля
Проверка и заслушивание презентаций, подготовленных студентами, и докладов согласно тематике семинарских занятий.
Рабочая тетрадь (по психическим процессам), раздается студентам для домашнего заполнения после каждого занятия (на бумажном носителе).
Перечень вопросов для текущего контроля согласно тематике семинарских занятий
При подготовке к зачету (в конце I семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Требования учебной дисциплины для студентов:
1.Каждое пропущенное занятие, независимо от причин пропуска, отрабатывается в дни, отведенные расписанием отработок пропущенных занятий.
2.Студенты, имеющие 3 (не более) пропуска занятий, должны отрабатывать пропущенные темы в дни отработок.
3.Студенты, пропустившие 4 и более занятий по психологии, к дальнейшим занятиям не допускаются и, по согласованию с деканом и заведующим учебной частью, должны пройти повторный цикл занятий.
4.Студенты не должны опаздывать на занятия. Опоздавшие к занятию не допускаются и должны отрабатывать занятие как пропущенное.
5.Студенты, не подготовленные к занятию, отрабатывают занятие как пропущенное.
6.Студенты должны посетить все лекции по психологии. Пропустившие менее половины лекций отрабатывают пропущенные лекции преподавателю с предоставлением конспекта лекций. Пропустившие более 2/3 лекций отрабатывают все лекции с предоставлением конспекта.
10. Перечень методических указаний обучаемым по изучению (освоению) учебной дисциплине
10.1.Методические указания к практическим (семинарским) занятиям и
коллоквиумам
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
10.2. Методические указания к лабораторным занятиям
Учебным планом не предусмотрено
10.3. Методические указания к самостоятельной работе студентов
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке СПбГМУ им. И.П. Павлова, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
При подготовке к зачету (в конце 3 и 4 семестров) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
за 2011/2012 учебный год
В рабочую программу «Психология и педагогика» (наименование дисциплины)
для специальности Лечебное дело 060101
(наименование специальности, код)
дополнений и изменений внесено не было
В соответствии с Положением о Балльно-рейтинговой системе организации учебного процесса (2011г.) была принята система оценки знаний студентов.
*ТП – теоретическая подготовка
ПП – практическая подготовка
СРС – самостоятельная работа студента
ДВД – дополнительные виды деятельности студента