Пособие "Основы общей и медицинской психологии" Часть 3

Часть 1, Часть 2

Тема занятия: Психический склад личности. Конституция. Темперамент.

Цель занятия: Сформировать представление об индивидуально-типологических особенностях личности: темпераменте, конституции.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Индивид, субъект деятельности, личность.

2. Индивидуально-типологические особенности личности.

3. Понятие конституция человека, конституциональные теории темперамента.

4. Общее понятие о темпераменте.

5. Физиологическая основа темперамента.

6. Основные компоненты темперамента.

7. Психологическая характеристика темпераментов.

Понятия индивид, субъект деятельности, личность

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности.

Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:

индивид субъект деятельности личность индивидуальность.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).

Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией.

Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Субъект деятельности характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности.

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Можно сказать, что личность – это социализированный индивид. Таким образом,

Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений (экономических, правовых, политических, нравственных), определяющих положение человека в обществе.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают: темперамент (динамические характеристики психической деятельности индивида), способности (т.е. свой­ст­ва, де­лаю­щие его при­год­ным к ис­то­ри­че­ски сло­жив­шим­ся фор­мам об­ще­ст­вен­но по­лез­ной дея­тель­но­сти), характер (совокупность его устойчивых способов поведения и способов эмоционального реагирования), а также сис­те­му мо­ти­вов, потребностей и социальных установок, определяющих его направленность.

Интеграция всего этого - индивидуальность – это высший уровень, способность человека выйти за пределы заложенного развития; то, что выделяет его из социума.

Индивидуальность – высшее развитие всех свойств, способностей и творческих сил человека. Наиболее полное его развитие, которое проявляется в индивидуальном стиле деятельности.

Человек является яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения “Я”.

Говоря о процессах социализации и индивидуализации личности нельзя обойти вниманием проблему самоактуализации личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или к самоактуализации.

Учение Гиппократа о темпераменте

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Одни, например, быстры, порывисты, открыты, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, замкнуты. Вопрос о том, каковы основания этих различий, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла “наука о темпераментах”, создателем ее считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. Э).

В истории учения о темпераменте можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении.

Первый этап, т.н. гуморальных теорий темперамента, связан с именем Гиппократа, который считал, что люди различаются соотношением четырех основных “соков”, циркулирующих в организме – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Оптимальное соотношение этих “соков” определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний. Преобладание какой-либо из жидкостей в организме и дало название основным типам темперамента (от лат. temperamentum – “надлежащее соотношение частей”), их четыре:

§ сангвиник – от лат. “кровь”,

§ флегматик – от греч. “слизь” (“флегма”),

§ холерик – от греч. “желчь”,

§ меланхолик - от греч. “черная желчь”.

Второй этап - этап морфологических (или конституциональных) теорий темперамента.

Конституция человека и конституциональные теории темперамента

Строение и функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах конституции. Чаще всего конституция человека определяется по телосложению - совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), которые устанавливаются антропометрическими измерениями.

Конституция человека - функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия

Французский учёный Д. Р. Сиго различал следующие типы конституции:

ü дыхательный, характеризующийся резким развитием грудной клетки;

ü пищеварительный - с объёмистым животом, хорошо развитой нижней третью лица, короткой шеей;

ü мышечный - с хорошо развитыми мышцами, широкой грудью, пропорциональным телосложением, квадратной формой лица;

ü церебральный - с большим черепом, сильно развитой лобной частью лица, тонкой фигурой, слабым развитием мышц.

Наибольшее распространение получила типология, предложенная Эрнстом Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

ЛЕПТОСОМАТИЧЕСКИЙ - основной особенностью мужчин-лептосоматиков является худое тело при высоком росте. В крайнем проявлении (астенический тип) - это худой, тонкий человек, кажущийся выше, чем он на самом деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой и плоской грудной клеткой, с острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. В детстве эти люди бывают слабыми и нежными; в периоде созревания они быстро растут и вытягиваются, в периоде зрелости и старости они не обнаруживают ни малейшей склонности к правильному накоплению жира и развитию мышц. У части астеников бросается в глаза их преждевременное постарение. Астенические женщины по типу конституции напоминают астенических мужчин, за исключением одного пункта: они не только худощавы, но часто и малорослы.

ПИКНИЧЕСКИЙ - в среднем возрасте характеризуется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при нежной структуре двигательного аппарата (плечевого пояса и конечностей). Общее впечатление при выраженных случаях довольно характерно: среднего роста, плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной шее, сидящей между плечами, основательный жирный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки. Если атлетическое туловище кажется прежде всего широким, то пикническое кажется прежде всего глубоким: если там акцент лежит на плечевом поясе и концах конечностей, то здесь он лежит в центре туловища, на бочкообразно расширяющейся книзу грудной клетке и на обильном жирном животе. Конечности в среднем скорее коротки, чем длинны. Пикники обнаруживают определенную тенденцию к ожирению, которая держится в умеренных границах и в первую очередь проявляется в склонности к ожирению торса - жир преимущественно откладывается в компактном жирном животе. Кожа не дрябла, как у астеников, не упруга, как у атлетиков, но мягка и хорошо облегает тело.

АТЛЕТИЧЕСКИЙ - мужской атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, затем кожи. Общий облик самых красивых экземпляров этого рода следующий. Среднего или высокого роста мужчина с особенно широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, уменьшающегося книзу, так что таз и статные ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее. Рост часто выше среднего. Атлетический тип у женщин соответствует таковому у мужчин, но с характерными отклонениями. Прежде всего, развитие жира у атлетических женщин не задержано, а обильно, конечно, оно гармонирует с остальными тканями, прежде всего с костями и мышцами.

ДИСПЛАСТИЧЕСКИЙ - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

Само собой разумеется, не существует резкой границы между отдельными типами, так что отнесение пограничных случаев к той или иной группе не может быть точным. Однако даже с учетом этих неточностей полученные Э. Кречмером результаты поразительны. Больные шизофренией в половине случаев (52%) имеют астенический или смешанный астенически-атлетический тип строения тела, реже - атлетический (18%), в остальных случаях (около 30%) тип не определяется четко, но почти никогда он не бывает пикническим (значительно меньше 1%). Больные маниакально-депрессивными (циклическими) заболеваниями, напротив, в подавляющем большинстве случаев (68%) имеют пикнический тип строения тела, а на все остальные комбинации типов и неопределенные случаи приходится лишь 32%. В результате, естественным образом был сделан вывод о связи строения тела с особенностями поведения человека (Кречмер использовал термин темперамент). Сами по себе эти типы не содержат ничего болезненного, они характерны и для здоровых людей, но свидетельствуют об определенных предрасположениях.

Т.о., астеническому (лептосоматическому) типу конституции соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны специфические особенности эмоционального реагирования: от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Пикническому типу отвечает циклоидный(циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Иксотимический (icsos – тягучий) темперамент больше свойственен людям с атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.

На основании последних исследований считается, что Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

Пользуясь индексом физического развития, основанным на соотношении роста, веса тела, а также окружности грудной клетки, советский учёный М. В. Черноруцкий выделил три основных типа конституции: астенический, нормостенический и гиперстенический. У имеющих астенический (тонкокостный) тип телосложения, продольные размеры преобладают над поперечными: конечности длинные, тонкая кость, шея длинная, тонкая, мышцы развиты сравнительно слабо. Представители этого типа телосложения имеют обычно небольшой вес, они энергичны, и даже обильное питание не сразу приводит к увеличению массы тела, так как они тратят энергию быстрее, чем накапливают.

Телосложение нормостеников (нормокостньй тип) отличается пропорциональностью основных размеров тела и правильным их соотношением.

У представителей гиперстенического (ширококостного) телосложения поперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников и особенно астеников. Их кости толсты и тяжелы, плечи, грудная клетка и бедра широкие, а ноги короткие. Женщинам, имеющим данный тип телосложения, важно помнить, что они склонны к полноте.

Помимо рассмотренных, существуют классификации конституций по состоянию эндокринных желёз, тонусу вегетативной нервной системы и др. В современной практике при типологической оценке конституции наряду с телосложением учитывают характеристику высшей нервной деятельности, состояние всех отделов нервной системы, внутренней секреции и др.

Достижения генетики, развитие биологии и иммунологии раскрыли многие особенности формирования и реагирования организма и понизили интерес к разработке учения о конституции человека.

Третий, современный этап, связан с именем И.П.Павлова, который установил, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Современное представление о темпераменте

В современной психологии темперамент определяют следующим образом:

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Темперамент отражает, в основном, динамические и эмоциональные аспекты поведения – темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности, эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

При этом следует отметить, что темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

В темпераменте можно выделить три главных компонента:

Общая психическая активность индивида, выражается в тенденции к самовыражению, в стремлении активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность. Степени активности у различных людей распределяются от вялости, инертности, пассивности до предельной энергичности, страстности и стремительности действий. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

Двигательный (моторный) компонент показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Проявляется в быстроте, силе, резкости, ритме, амплитуде мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).

Эмоциональный компонент характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. “Эмоциональность” выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности (скорость возникновения эмоции), эмоциональной лабильности (быстрота смены эмоциональных состояний).

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности являются фундаментальные свойства двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

1. Сила возбуждения отражает работоспособность и функциональную выносливость нервной клетки, т.е. способность выдерживать большие нагрузки – длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения проявляется в способности к образованию различных тормозных реакций. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большей чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

2. Уравновешенность – равновесие процессов возбуждения и торможения. Пропорциональное соотношение силы обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным или неуравновешенным. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения.

3. Подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга, проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой (быстрота сменяемости процессов возбуждения и торможения). Подвижность проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Свойством, противоположным подвижности, является инертность. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные комбинации, которые, по его мнению, образуют тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Табл. 1. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности (см.табл.1). Различают сильные и слабые типы. Далее, сильные типы делятся на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные уравновешенные делятся на подвижные и инертные.

Слабый тип н.с. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным данным, это врожденное свойство нервной системы. Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента (см. табл.)

Темперамент – есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.

К.Г.Юнг ввел понятие экстраверсия – интроверсия, которое определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Психологическая характеристика темпераментов

Сангвиник. Быстро сходится с людьми, живо и с большим интересом окликается на все, что привлекает его внимание. У него живая мимика и выразительные движения, речь громкая, быстрая, но отчетливая. Жизнерадостный, энергичный, активный, он легко принимается за новое дело, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Высокая пластичность появляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Сангвиник быстро осваивается в новой обстановке, у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Когда много интересных дел – продуктивность его деятельности высокая (т.е. при постоянном возбуждении), если же воздействия длительны и однообразны, то сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, экстраверт.

Флегматик. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив и уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. При этом он энергичен и работоспособен, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, он однообразен и невыразителен в мимике и интонации. Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Флегматик плохо приспосабливается к новой обстановке, перестраивает навыки и привычки, медленно и трудно привыкает к новым людям. В общении ему присуща замедленность реакций, круг знакомых его менее широк, чем у сангвиника, но более постоянен. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Он отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Даже при больших неприятностях остается спокойным. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Как правило, он слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Холерик. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, нетерпеливости, порывистости и вспыльчивости холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и несдержанные движения. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется и в его деятельности: такой человек приступает к делу со всей страстностью, увлеченностью, самоотдачей, работает с подъемом, преодолевая трудности, но сил ему хватает ненадолго. Запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т.д.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Экстраверт.

Меланхолик. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Меланхолик легко утомляется и мало работоспособен. Для него характерны неустойчивость и отвлекаемость внимания. Мимика и движения меланхолика невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он склонен отдаваться переживаниям, его пугают новая обстановка и новые люди. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной и длительностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у меланхолика слезы. Они легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми людьми. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Интроверты.

Г. Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту (табл.2):

Табл.2.

Темперамент и личность

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые не свойственны данному темпераменту. Психологические исследования показывают, что темперамент может изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.

Прикладное значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в применении этого знания к самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Например, холерику надо все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо быть немного посерьезнее, особенно в важных вопросах; флегматику – не забывать, что желательно действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от бед, частный промах от крушения жизненных планов.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо врачу в его лечебной работе. К представителю каждого темперамента, исходя из определенных психологических принципов, учитывая его особенности, нужно найти свой подход.

Таким образом,

темпераментбиологическое, врожденное качество человека.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значение конституции для формирования психических особенностей.

2. Опишите классификаций типов конституции по Кречмеру.

3. Учение И.П.Павлова о темпераменте

4. Опишите компоненты темперамента.

5. Дайте характеристику основным типам темперамента по Павлову.

Тема занятия: Задатки. Способности. Характер.

Цель занятия: Сформировать представление о задатках, способностях, а также об их взаимоотношениях. Сформировать представление о месте характера среди других подсистем личности.

Учебно-целевые вопросы:

1. Задатки и способности, их взаимоотношения

2. Классификации способностей

3. Природа человеческих способностей

4. Развитие способностей

5. Признаки способностей

6. Определение понятия “характер”

7. Соотношение характера и темперамента

Задатки и способности, их взаимоотношения

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, выражающие готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности.

Для развития способностей должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

По сути, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Классификации способностей

Способности можно разделить на актуальные и потенциальные (рис. 9).

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

Также способности классифицируют на:

  1. Общие – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки (музыкальный слух, память и пр.);

  2. теоретические – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические – лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

  3. учебные – влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, и творческие – связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики.

Понятие “талант” используют для обозначения высокого уровня развития специальных способностей, который также развивается в процессе деятельности, причем деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии.

Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения – способности биологически обусловлены, и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их проявления, но они всегда проявляются тем или иным образом. Например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна – в 4. Талант в живописи и скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван Дейка – в 10.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология (от греч. phrenos – “ум”, logos - “учение”). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый их которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись “шишки способностей” к музыке, поэзии, живописи; “бугры” честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные исследования показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей (например, в семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 – выдающихся; Л.Н. Толстой и А.С.Пушкин состояли в родстве – их прабабушки были родными сестрами).

Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения мозга человека в значительной мере определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий.

Развитие способностей

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

I. Первичный этап связан с совершенствованием работы всех анализаторов. Происходит развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга (обычно от рождения до 6-7 лет). Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать.

II. Второй этап связан с развитием специальных способностей (период обучения в школе). Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей (зона ближайшего развития). Существуют определенные сензитивные периоды формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Это периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе. Важным моментом в развитии способностей человека является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сензитивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельность индивида должна находиться в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

Ø врожденные задатки (исходная предпосылка);

Ø время выявления;

Ø наличие деятельности, к которой есть интерес;

Ø всестороннее развитие интересов и способностей;

Ø соперничество и сотрудничество.

Признаки способностей

1. уровень продуктивной деятельности;

2. скорость научения;

3. индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л. отмечал, что способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Определение понятия “характер”

В буквальном переводе характер означает (от греч. character) – “чеканка”, “отпечаток”. Характер часто определяют как “каркас” личности. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер можно представить как некоторую совокупность устойчивых черт, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности, к жизни. Т.е. при анализе характера на первый план выступают отношения человека. Существующая у человека система отношений к действительности проявляется в способе действий, а проявление человеком типичного способа действий в социально значимой ситуации, называется чертой характера, т.е. - привычки, стереотипы, отражающие стиль семьи, которые неосознанно перенимает ребенок с рождения. Характер призван обеспечить адаптацию личности в конкретной среде.

Черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям и к самой себе:

1. В отношении к другим людям (общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.)

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость расточительность, аккуратность-неряшливость и т.д.)

Характер закладывается в дошкольном возрасте под влиянием деятельности и отношений индивида: прежде всего, это отношения с матерью, затем - с отцом и другими членами семьи, позже – детский сад, товарищи по играм и.т.д. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим весьма важны для становления характера - это паттерн поведения для ребенка, когда он сам станет взрослым.

Таким образом, выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей его жизни под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Внешние воздействия, преломляясь через внутренние условия, специфичные для данного человека (его биологический фундамент), вырабатывают определенные для данного человека отношения к внешнему миру, которые выражаются в особенностях его поведения, поступках, что является содержанием характера. Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для личности способы поведения.

Соотношение характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Этапы формирования характера

Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Контрольные вопросы

  1. Каково определение понятия “способность”?

  2. В чем отличие понятий “способность” и “задатки”?

  3. Какие Вы знаете классификации способностей?

  4. В чем различие понятий “одаренность”, “талант”, “гениальность”?

  5. Какова природа способностей?

  6. Что такое сензитивные периоды?

  7. Как происходит развитие способностей?

  8. Какие признаки способностей Вы знаете?

  9. Дайте определение “характер”

  10. В чем отличие “темперамента” “характера”?

  11. Как формируется характер?

Тема занятия: Акцентуации характера

Цель занятия: Изучение типологии характеров.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Общее представление об акцентуации характера.

2. Классификация акцентуаций характера.

Общее представление об акцентуации характера

Отнесение людей к каким-либо типам, попытки классифицировать их разнообразие черт и проявлений неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Свои варианты типологии характеров предлагали Э. Кречмер, У. Шелдон, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых. Все классификации исходили из ряда общих идей, основными из которых являются следующие:

· Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

· Те сочетания, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

· Большая часть людей, в соответствии с этой типологией, может быть разделена на группы.

В ряде случаев, как внешние неблагоприятные условия развития индивида, так и внутренние условия развития организма, могут привести к патологическому развитию характера. Под патологическим понимается такой характер, отдельные свойства которого способны вести к нарушению взаимодействия человека с другими людьми и препятствуют его нормальной деятельности. Это психопатии. Акцентуации характера представляют собой пограничное состояние между нормой и патологией личности, это крайние варианты нормы, а не патология характера.

Более четверти века назад, немецкий психиатр К. Леонгард предложил классификацию “акцентуированных личностей”. По мнению отечественного психиатра А.Е. Личко, правильно было бы говорить не об “акцентуированных личностях”, а об акцентуациях характера.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Наиболее яркие их проявления обычно бывают вызваны непереносимыми для индивида жизненными обстоятельствами. Иными словами, каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов, “слабые места”. Например, психологическими травмами и трудными ситуациями для гипертимного типа акцентуации могут являться изоляция от сверстников и строгий режим, а для шизоидного – это приемлемо, вместе с тем, ситуации, где необходимо устанавливать эмоциональные контакты с людьми, приводит шизоидного подростка к дезадаптации.

В зависимости от степени выраженности акцентуации характера делятся на:

* явные (10%, в основном, подростки) и скрытые (их большинство, черты характера проявляются особенно ярко, только когда ситуация бьет по “слабому месту”);

* промежуточные (формирование их обусловлено генетическими факторами) и амальгамные (напластование черт одного типа на эндогенное ядро другого, в силу, например, неправильного воспитания).

Обычно акцентуации характера бывают смешанными, но один тип может быть ведущим. Одни типы акцентуаций сочетаются с другими довольно часто, а есть и практически никогда не сочетающиеся.

Классификация акцентуации характеров

Классификация акцентуаций характеров, которую предложил А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип.

Подростки этого типа еще с детства отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, озорством. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся к лидерству. У них живой ум, умение схватывать на лету, однако, учатся неровно. Обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность - часто со взрослыми (родителями и педагогами) у них возникают конфликты. Главная их черта - почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение, которое сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом. Лучше всего такие люди проявляются в чрезвычайных ситуациях, где требуется быстрота, смелость, находчивость. Неудержимый интерес ко всему новому делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Обладают творческими способностями, инициативны, энергичны, изобретательны. Концентрация внимания невелика, объем запоминания информации значителен, но знания носят отрывочный, поверхностный характер. У таких подростков много различных увлечений, но, как правило, они поверхностны и часто сменяют друг друга. Наиболее уязвимымы гипертимы (когда могут возникнуть вспышки гнева и раздражения) становятся в ситуациях: строго регламентированного дисциплинарного режима, ситуации одиночества, вне общества, при противодействии со стороны окружающих.

2. Циклоидный тип.

Характеризуется периодической сменой настроения, склонностью к апатии. Периоды подъема настроения сменяются периодами сниженного (субдепрессивного) настроения. Среди подростков этого типа выделяют типичных циклоидов и лабильных. У первых субдепрессивная фаза приходится на период 16-19 лет - с окончанием пубертатного периода, которая проявляется апатией, раздражительностью. С утра - упадок сил, все валится из рук, в таком состоянии труднее становится учиться, снижается аппетит, повышается сонливость, все приобретает пессимистическую окраску, даже мелкие неприятности переживаются тяжело. Субдепрессивная фаза может смениться обычным состоянием или периодом подъема. В период повышенного настроения циклоиды схожи с гипертимами. Фазы, в которые меняется настроение от приподнятого до подавленного, у типичных циклоидов длятся примерно 1-2 недели. У лабильных циклоидов 2-3 “хороших” дня сменяются несколькими “плохими”.

3. Эмоционально-лабильный тип.

В детстве эти дети часто болеют: непрерывные простуды, ангины и т.п. В подростковом возрасте поведение таких личностей зависит от сиюминутного настроения, что и является главной и наиболее характерной чертой этого типа. Настроение может меняться слишком часто и слишком круто, а поводы для этого ничтожны. Порицания и выговоры могут погрузить их в беспросветное уныние. От настроения у них зависит все (сон, самочувствие, аппетит, работоспособность, общение), причем такой подросток сам знает, что он - “человек настроения”. “Слабое место” – отвержение со стороны эмоционально-значимых людей. К лидерству не стремятся, не азартны.

4. Астено-невротический.

С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, энурез, что нашло отражение в более старшем возрасте в виде определенных характерологических особенностях: повышенной утомляемости (особенно при умственных занятиях), раздражительности, склонности к ипохондрии. Такие люди постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся. Примерно себя ведут. «Слабое место» - выраженные умственные, эмоциональные, физические нагрузки.

5. Сенситивный тип.

Такие подростки с детства боятся темноты, боятся оставаться одни. Предпочитают тихие игры, лепку шумным компаниям сверстников. Учатся старательно. Сенситивному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему, особенно - к отношению к ним окружающих, чрезвычайная впечатлительность, застенчивость, обидчивость. Непомерно высокие требования к себе и резко выраженное чувство собственной неполноценности может привести к реакции гиперкомпесации, т.е. ищут самоутверждения там, где чувствуют свою недостаточность (например, робкие мальчики становятся развязными). Трудности адаптации у представителей этого типа начинаются в 16-19 лет, когда возникает необходимость устанавливать отношения со множеством людей, а им трудно, т.к. открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Не умеют быть вожаками, общению со сверстниками предпочитают общение со взрослыми и малышами. “Слабое место” – ситуации, в которых подросток становится объектом насмешек, несправедливости, обвинений в его адрес.

6. Психастенический тип.

В детстве такого ребенка отличают моторная неловкость, робость, ранние “интеллектуальные интересы”. Критический период - первые классы школы, когда впервые предъявляются требования к чувству ответственности ребенка. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Главными чертами этого типа являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий - навязчивых страхов, ритуалов, опасений и мыслей, носящих защитный характер. Особенно выражен страх за мать. Не могут без колебаний принять решение. Места в подростковой группе им обычно не находится, если только посчастливится попасть в компанию интеллектуалов. “Слабое место” – ситуация принятия решения.

7. Шизоидный тип.

Наиболее существенными чертами данного типа являются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность и нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. В детстве такой ребенок любит играть один, не тянется к сверстникам, предпочитая держаться среди взрослых, молча слушая их. Взрослыми отмечается их недетская сдержанность в проявлении чувств. Став старше, подросток все также живет в своем мире, своими необычными интересами и увлечениями, при этом все же он страдает от своего одиночества. Неумение проникнуть в чужие переживания, неспособность к сопереживанию (отсутствие эмпатии), неумение убеждать других - все это тоже характерно шизоиду. Шизоид, в отличие от сенситивного подростка, скорее раскроется перед людьми малознакомыми, чем перед близкими. В его фантазиях отражены сокровенные желания. “Слабое место” – общение в группе.

8. Эпилептоидный тип.

Эти дети выявляются еще в детстве: нарочито изводят капризами, беспрерывным плачем и хмурой озлобленностью окружающих, рано обнаруживают садистические склонности - любят мучить животных, дразнить и бить младших и слабых и т.д., проявляют недетскую бережливость одежды, “всего своего”. Типичными чертами эпилептоида являются склонность к дисфории (пониженное настроение, сопровождающееся мрачностью, озлобленностью, раздражительностью) и тесно связанная с этим аффективная взрывчатость в сочетании с вязкостью и тугоподвижностью, которые откладывают отпечаток на всей психике: от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории отличаются злобно-тоскливой окраской настроения. Раздражение накапливается постепенно и ищется объект, на котором можно сорвать зло. Аффект отличается большой силой и продолжительностью - долго не может остыть. В состоянии аффекта наступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои. Эпилептоиды инертны: им трудно переключаться с одной темы на другую, характерно детализирование, а мелочная скрупулезность, аккуратность в ведении ученического хозяйства может заслонить саму учебу. Любовь всегда окрашена мрачными тонами ревности; измен и обид не прощают, а мщение отличается коварством и изощренностью. Эпилептоиды стремятся властвовать над сверстниками, желают устанавливать свои порядки. Они не только требуют от взрослых свободы, самостоятельности, но и прав, своей доли имущества, жилища, материальных благ. Наиболее уязвим данный тип в следующих ситуациях: ущемление интересов, а также ситуации лидерства.

9. Истероидный тип.

Истероидные черты проявляются с ранних лет: такие дети не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют внимание; игрушки им быстро надоедают; они охотно читают стишки, поют песни перед зрителями. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью.

Их главная черта – беспредельный эгоцентризм (выдвижение на первый план мотивов собственной жизни, своих интересов при игнорировании интересов других людей), ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления и почитания. Пусть даже ненависть, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным. Таким личностям характерны лживость и фантазирование, направленные на приукрашивание собственной личности, стремление казаться значительнее, чем есть. Причем, сами верят в то, что говорят. Речь образная, яркая, хорошо вживаются в образ. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Много жестов, эмоций, но эта кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких, искренних чувств. В группе претендуют на лидерство, но это - “вожаки на час”: перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров сразу теряют весь задор. Долго в одной группе не задерживаются. Их привлекают яркие предметы, необычная информация. “Слабое место” - ситуации, в которых ущемляется самолюбие, утрата внимания окружающих, крах надежд на престижное положение, на что истероиды реагируют либо “уходом в болезнь”, либо суицидальными демонстрациями.

10. Неустойчивый тип.

В отличие от лабильного типа (неустойчивость в эмоциональной сфере), неустойчивый тип – это нарушения в поведенческой сфере. Такие подростки невыдержанны, нетерпеливы, неуправляемы, импульсивны. Именно в формировании социально-приемлемых норм выявляется наибольшая недостаточность данного типа. Главные черты - безволие, желание “плыть по течению”, не хотят учиться, обнаруживают повышенную тягу к развлечениям, безделью, праздности. С детства отличаются непослушанием, непоседливостью, но при этом трусливы, боятся наказаний. Убегают с уроков в кино, рано начинают курить, легко идут на мелкие кражи, хулиганские поступки - все дурное словно липнет к ним. Они конфликтны и не желают подчиняться нормам. Очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным группировкам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять положение лидера, поэтому обычно становятся послушным орудием этих групп (“шестерками”). Мышление у таких подростков ситуативно, они непоследовательны в выражении мыслей, речь дезориентирована (т.е. может начать с одного, а закончить другим). “Слабое место” - безнадзорность.

11. Конформный тип.

Данный тип демонстрирует постоянную готовность подчиняться большинству, шаблонность и банальность суждений. Постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению, “быть как все” - от одежды до мировоззрения, трудности в адаптации к новым ситуациям, безынициативность, чрезмерная податливость, нежелание выделяться, консерватизм - вот сущность этого типа. Психотравмирующей ситуацией является изгнание из привычной группы.

Причины патологического развития характера обусловлены как генетическими особенностями, так и сформированы внешними воздействиями: 1) в результате болезненно протекавших беременности и родов; 2) под влиянием частых детских болезней; 3) неблагоприятных условий жизни; 4) неправильного воспитания. Среди этих факторов, однако, решающую роль играет воспитание, дефекты которого не замедлят проявить себя при первых же трудностях на пути формирующейся личности. Именно они приведут к изменению врожденных и целесообразных типов реагирования на неадекватные, невротические. Зависимость ребенка от семьи очень велика (и в материально-бытовом плане, и в формировании социальной адаптации), поэтому семья может как сглаживать неблагоприятные черты различных типов акцентуаций, вырабатывая более высокую сопротивляемость у потомства к психическим травмам, так может выступать и как декомпенсирующий фактор.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы (акцентуаций). Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962), позволяющие диагностировать психопатии:

относительная стабильность характера на протяжении жизни,

тотальность его проявлений во всех ситуациях,

социальная дезадаптация как следствие тяжести аномалии характера.

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие “акцентуация характера”.

2. Дайте характеристику акцентуации гипертимного и истероидного типа.

3. Дайте характеристику акцентуациям эпилептоидного, конформного и неустойчивого типа.

4. Дайте характеристику акцентуациям сензитивного и шизоидного типа.

5. Дайте характеристику акцентуациям психастенического и циклоидного типа.

6. Дайте характеристику акцентуациям лабильного и астено-невротического типа.

7. Охарактеризуйте понятие “слабое место”.

8. В чем отличие акцентуаций от психопатий?

Тема занятия: Направленность и “Я-концепция”

Цель занятия: Сформировать представление о направленности, мотивационной сфере личности, а также «Я-концепции».

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие «Направленность личности».

2. Мотивационные свойства личности.

3. Понятие, значение, структура Я-концепции.

Понятие «Направленность личности»

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотивация – главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Большинство исследователей считают движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей, а потребностно-мотивационную сферу рассматривают как основу направленности личности

Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-либо, лежащем вне его. В потребностях проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Потребности не могут быть исчерпаны.

Потребности: органические (физические), духовные.

Из потребности зарождается динамическая, неопределенная тенденция. Постепенно опредмечиваясь, они осознаются и становятся мотивами деятельности.

Опредмеченная потребность – есть мотив.

Мотив – осознанное побуждение для определенного действия (анализ задач, целей, условий и обстоятельств). Это источник действия, его побуждающий Мотив – это промежуточный этап между потребностью и действием. Это осознание того, что нужно, чтобы удовлетворить данную потребность, осознание условий ее удовлетворения, достижения. Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

По степени осознания мотивы бывают:

· Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

· Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

· Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Таким образом, направленность – это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как “динамическая тенденция” (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н.Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б.Г.Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А.С.Прангишвили).

Направленность – основные жизненные ориентиры, которые включают и влечение, и желание, и убеждение, интерес, идеал, нравственные принципы”. (Платонов)

Потребности, интересы, идеалы (ценностные ориентиры) в системе образуют единую направленность, которая отражает уровень цельности и зрелости личност

Направленность включает несколько иерархически связанных форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Краткие характеристики каждой из выделенных форм направленности.

Интерес – познавательная форма направленности на предмет, имеющий для личности какую-либо значимость. При включении в интерес волевого компонента он становится склонностью.

Склонность – направленность на соответствующую деятельность.

Идеалы регулируют поведение человека (“ценз”), выступают в качестве совокупности норм поведения. Идеалы – то, кем хочет стать человек, это лучшие тенденции его развития, которые становятся стимулом и регулятором развития человека. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждение – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, которое определяет ее психологический склад, упорядочивает иерархию личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе общественного развития личности.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называется осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. В течение жизни человеку приходится выполнять множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с определенными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационные свойства личности

Под мотивационными свойствами личности понимают закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива. Основными из них (по классификации М. Мюррея) являются:

Мотив достижения – устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, они стремятся к повышению уровня своих достижений. Для таких людей характерны высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка.

Мотив избегания неудачи – главным побуждением человека является стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают себе чаще всего легкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворенными. Либо они выбирают, наоборот, очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств.

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, активность проявляется в общении, совместной деятельности, творчестве, саморазвитии. Устойчивость – относительное постоянство личностных свойств. Многочисленные данные подтверждают, что некоторые свойства личности являются высоко устойчивыми и сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Целостность характеризует внутреннее единство личности, её установок, отношений и реального поведения.

Центральным образованием личности, ее ядром, которое в значительной мере определяет социальную адаптацию, является Я-концепция.

Понятие, значение, структура Я-концепции

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом,.

Феномены самосознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, формируется “Я” субъекта, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.

В Я-концепции выделяют:

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка – эмоциональное отношение к самому себе, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.

1. Образ Я (когнитивная составляющая Я-концепции).

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом оценки человеком могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Все они составляют иерархию значимости указанных характеристик, которая может меняться в зависимости от жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.

2. Самооценка (эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции). Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

§ оценка других людей;

§ круг значимых других (референтная группа);

§ актуальное сравнение с другими;

§ сравнение реального и идеального Я;

§ измерение результатов своей деятельности.

Самооценка и уровень притязаний личности играют важную роль в организации результативного управления своим поведением, без них трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. В формировании самооценки огромную роль играет родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью, отрицательная – нелюбовью, отвержением ребенка. Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность, ее независимость от внешних оценок.

Существенную роль играет также успех деятельности.

Формула самооценки

Успех___

СО = Притязания

Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек. Одно из условий изменения уровня притязаний – достигнутый успех или неуспех деятельности. Если человек ставит непосильную задачу, то повторный неуспех ведет к снижению уровня притязаний. При адекватной самооценке после успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха – более легкие.

3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, оказывают сильное влияние на деятельность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими.

Таким образом,

Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.

Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она участвует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об основных формах направленности.

2. Объясните суть понятия “потребность”.

3. Дайте определение понятию “мотив”.

4. Раскройте понятие “Я-концепция”.

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Андреев О.А., Хромов ЛЛ. Тренировка внимания. – Минск, 1997.

3. Асмолов А.Г. Психология личности.– М., 1990.

4. Веккер Л.М.. Психические процессы: В 3-х т. Т.1. – Изд-во ЛГУ,1974.

5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1982.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

8. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – ЛГУ, 1974.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – МГУ, 1988.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Изд-во «Мир», 1992.

11. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. – СПб.: «Питер»,1999.

13. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – МГУ, 1986

14. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

15. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

16. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М.., 1978.

17. Клиническая психология: учебник /Под ред. Б.Д. Карвасарского.– СПб: Питер, 2002.

18. Ковалев В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни//Роль психического фактора в происхождении и лечении соматических болезней. – М., 1972.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности /пер. с нем. – Киев, 1989.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

22. Лурия А.Р. Язык и мышление. – МГУ, 1979.

23. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.

24. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. – Л.,1966.

25. Мясищев В.Н. Психология отношений. – M., 1995.

26. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос,1995.

27. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1998

29. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

30. Симонов П.В. Что такое эмоции. – М., 1966.

31. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

32. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

33. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология /Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6, – М.,Прогресс, 1978.

34. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

35. Хрестоматия по ощущению и восприятию.– М., 1975.

36. Хрестоматия по вниманию.– М., 1976.

37. Хрестоматия по общей психологии/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б., – МГУ, 1975

38. Хрестоматия по общей психологии/ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., В.В.Петухова, – МГУ, 1981.

39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер» 1997.

40. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.