Учебная программа по курсу психиатрии и наркологии для студентов лечебного факультета
Уважаемые студенты! Для изучения тем учебной программы Вы можете выбрать любой вид учебных пособий:
учебник, бумажное методическое пособие или электронное методическое пособие.
ВАЖНО ЛИШЬ, ЧТОБЫ ВЫ ЗНАЛИ ТЕМЫ В ПРЕДУСМОТРЕННОМ ПРОГРАММОЙ ОБЪЕМЕ!!!
РАЗДЕЛ 1. Введение в дисциплину.
Тема № 1. Предмет, задачи и содержание психиатрии. Ее место среди других дисциплин. Основные методы исследования психически больных.
Освещение: лекция, учебник, электронный учебник, самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Основные данные по статистике психических расстройств. Принципы классификации психических расстройств в соответствии с Международной Классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Организация психиатрической помощи населению. Общие закономерности динамики психических заболеваний. Этиология и патогенез психических расстройств. Оценка роли экзогенных и эндогенных факторов в происхождении психических заболеваний.
Психогигиенические и психопрофилактические аспекты психиатрии. Понятие первичной, вторичной и третичной профилактики. Основные организационные формы психогигиены и психопрофилактики.
Особенности ухода и надзора за психически больными. Схема составления истории болезни в психиатрическом стационаре, особенности ее ведения и оформления.
Клинический, психологический, параклинический методы исследования психически больных и их значение в распознавании психических заболеваний.
Психотический и непсихотический (невротический) уровни психических расстройств, их разграничение.
Тема 2. Правовые вопросы психиатрии. Судебно-психиатрическая экспертиза.
Освещение: лекция, учебник, электронный учебник, самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Права психических больных, гарантируемые законом о психиатрии.Освидетельствование. Недоброводбное лечение.
Недобровольная госпитализация, показания, порядок, оформление.
Порядок назначения экспертизы. Понятие о вменяемости и невменяемости, дееспособности, недееспособности. Медицинский и юридический критерии невменяемости и недееспособности. Принудительное лечение. Опека, попечительство.
РАЗДЕЛ 2. Общая психопатология
Тема 3. Нарушение ощущений и восприятия
Освещение: лекция+семинар, бумажное методическое пособие,электронное методическое пособие, осваивается студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Ощущения, определение понятия. Расстройства ощущений (гиперестении, гипестезии, анестезии, парестезии, сенестопатии), диагностическое значение, распознавание расстройств ощущений при соматических заболеваниях.
Астенический синдром, психические и сомато-неврологические признаки астении, гиперстенический (гиперергический) и гипоастенический (гипоэргический) варианты (стадии) астенического синдрома. Распространенность астенических состояний при соматических заболеваниях, лечение астенического синдрома. Диагностическое значение астенического синдрома. Ипохондрия.
Восприятие, определение понятия. Расстройства восприятия: агнозии, иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства.
Агнозии, их диагностическое значение, как корковых представительств соответствующих анализаторов.
Иллюзии, значение сенсорной депривации, эмоционального напряжения в их развитии. Парейдолии, связь с токсико-инфекционными факторами.
Истинные и ложные галлюцинации, диагностическое значение. Виды галлюцинаций по органам чувств. Влияние галлюцинаций на поведение больного. Императивные галлюцинации. Содержание галлюцинаций: комментирующие, устрашающие, угрожающие, индифферентные и пр.
Психосенсорные расстройства: синдром дереализации и деперсонализации, диагностическое значение.
Тема№4 Нарушения мышления
Освещение: лекция + семинар, методическое пособие, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Мышление, определение понятия.
Формальные расстройства мышления.
Нарушения темпа ассоциаций: болезненно ускоренное мышление, болезненно замедленное мышление, ментизм.
Нарушение стройности, логичности мышления: разорванное мышление, бессвязное (инкогерентное), обрыв мысли (шперрунг).
Нарушение целенаправленности мышления: резонерство (бесплодное мудрствование), аутистическое, символическое, обстоятельное мышление, персеверации. Особенности мышления при различных психических заболеваниях.
Патологические идеи: навязчивые, сверхценные, бредовые.
Навязчивости, навязчивые мысли, сомнения, страхи (фобии), действия. Ритуалы, их защитный характер. Роль психической травмы в формировании навязчивостей. Навязчивости при соматических заболеваниях. Фобии ипохондрического характера (канцерофобии, кардиофобии и т.д.), их диагностическое значение.
Сверхценные идеи, механизмы их формирования. Содержание сверхценных идей, диагностическое значение. Сверхценные идеи ипохондрического характера в соматической клинике.
Бредовые идеи, определение понятия. Основные группы бреда: преследования, самоуничижения, величия. Влияние бреда на поведение больного в зависимости от его содержания. Бред обыденных отношений, т.н. «кухонный» бред. Дисморфофобии и дисморфомании. Отличие бредовых и сверхценных идей. Бредовые идеи ипохондрического характера. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный (в т.ч. синдром Кандинского-Клерамбо), парафренный. Характеристика бредовых синдромов, диагностическое значение.
Тема №5 Нарушение памяти и интеллекта
Освещение: лекция+семинар, методическое пособие, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Нарушения памяти: гипермнезия, гипомнезия, парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии).
Возрастные особенности памяти, закон Рибо.
Амнестический синдром. Фиксационная амнезия. Корсаковский синдром. Амнестическая афазия.
Полная и частичная амнезия, диагностическое значение.
Расстройства памяти (гипомнезии, амнезии) в клинике внутренних болезней.
Интеллект (ум), определение понятия.
Врожденное слабоумие (олигофрения). Идиотия, имбецильность, дебильность.
Задержки психического развития: инфантилизм, семейно-педагогическая запущенность.
Приобретенное слабоумие (деменция). Понятие о лакунарном (частичном) и тотальном (глобальном) слабоумии. Диагностическое значение деменции, понятие о психоорганическом дефекте.
Тема №6 Эмоциональные расстройства
Освещение: лекция+семинар, методическое пособие, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Эмоции, определение понятия.
Эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть. Патологический и физиологический аффекты.
Нарушения выраженности (силы) эмоций: сенситивность (эмоциональная гиперестезия), эмоциональная холодность, апатия, эмоциональная тупость.
Нарушение адекватности эмоций: амбивалентность, неадекватность эмоций.
Нарушение устойчивости эмоций: эмоциональная лабильность, эксплозивность, эмоциональная торпидность, слабодушие.
Патологически повышенное настроение: гипертимия, эйфория, мория, экстаз.
Маниакальный синдром, маниакальная триада. Гневливая мания.
Патологически пониженное настроение: гипотимия, дисфория, тревога, страх.
Депрессивные синдромы: меланхолический синдром (депрессивная триада), тревожная и ажитированная депрессии, астенодепрессивный синдром, депрессивно-ипохондрический синдром, синдром Котара, депрессивно-бредовой синдром. Суициды при депрессиях.
Соматические признаки депрессий, «маскированные депрессии».
Дифференциальная диагностика депрессий и соматических заболеваний.
Тревожный синдром.
Тема №7 Расстройства воли и влечений
Освещение: лекция+ семинар, методическое пособие, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Воля, определение понятия.
Волевые расстройства: гипобулия, абулия, гипербулия, парабулии (кататонические расстройства). Апато-абулический синдром. Кататонические симптомы, кататонические синдромы, их диагностическое значение.
Влечение, определение понятия.
Нарушение пищевого инстинкта: булимия, анорексия, извращение пищевого инстинкта (поедание несъедобных предметов).
Нарушение инстинкта самосохранения: самоистязание (трихотилломания, онихофагия, аутомутиляция – обкусывание губ, пальцев).
Нарушение полового инстинкта: гомосексуальность, фригидность. Девиантные формы полового поведения: петтинг, промискуитет.
Импульсивные влечения: дромомания, пиромания, клептомания.
Тема №8 Патология внимания и сознания
Освещение: лекция+ семинар, методическое пособие, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: письменным тестированием, письменной контрольной (ситуационная задача), устным собеседованием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Внимание, определение понятия
Патология внимания: истощаемость, отвлекаемость, апрозексии (невозможность сосредоточить внимание). Патология внимания при соматических заболеваниях.
Сознание, определение понятия.
Общие признаки нарушения сознания: дезориентировка, алло- и аутопсихическая, фрагментарность восприятия, нарушение связности и последовательности мышления, преобладание пассивности внимания, нарушение запоминания происходящих событий и последующая амнезия.
Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроидный, аменция, сумеречное помрачение сознание. Диагностическое значение в психиатрической и диагностической практике.
Синдромы выключения сознания: обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Диагностическое значение. Синдромы нарушения сознания как признаки тяжести течения соматического заболевания.
РАЗДЕЛ 3. Частная психопатология.
Тема №9 Эндогенные психозы I: Шизофрения. Шизотипическое расстройство личности. Шизоаффективные расстройства.
Освещение: лекция+семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Шизофрения, определения понятия. Основные и факультативные симптомы. Начальная стадия заболевания: острое, подострое, постепенное начало. Стадия расцвета и основные клинические формы: кататоническая, параноидная, гебефреническая, простая. Стадии исхода.
Понятие о шизофреническом дефекте и шизофреническом исходе. Типы течения шизофрении: непрерывно-прогредиентный, приступообразно-прогредиентный (шубообразный) и периодический (ремитирующий). Типы течения по МКБ-10
Варианты периодической шизофрении: онейроидная (периодическая) кататония, циркулярная и депрессивно-параноидная шизофрения. Медленнотекущие (вялотекущие) формы: неврозоподобная и психопатоподобная. Шизотипическое расстройство личности.
Ближайший и отдаленный прогноз форм шизофрении. Понятие о постшизофренической депрессии, резидуальной шизофрении.
Понятие о шизоаффективном психозе.
Тема №10 Эндогенные психозы II: Аффективные расстройства настроения. МДП. Циклотимия. Депрессивное расстройство. Дистимия.
Освещение: лекция+семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Основные аффективные синдромы: депрессивный, маниакальный, тревожный, дистимия. Понятие о фазах, циклах, текущем эпизоде, циклофрении, циклотимии. Типы течения: биполярный, монополярный.
Маниакально-депрессивный психоз. Характер исхода.Особенности отражения в МКБ-10
Тема №11 Органические расстройства. Экзогенно-органические психозы.
Освещение: лекция+семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Экзогенно-органические психозы, общие закономерности (психоорганический синдром, реакции экзогенного типа).
Особенности отражения в МКБ-10. Органический амнестический синдром (Корсакова), делирий, аменция, онейроид, сумеречное помрачение сознания, органический галлюциноз, кататоническое расстройство, органическое бредовое (шизофреноподобное), органическое аффективное расстройство, органическое диссоциативное расстройство, эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство, легкое когнитивное расстройство, органическое расстройство личности (психоорганический синдром), постэнцефалитический синдром, посткоммоционный синдром
Психические нарушения при черепно-мозговой травме. Классификация черепно-мозговых травм: открытые (проникающие, непроникающие) и закрытые (коммоции, контузии, воздушные конфузии, травмы). Стадии развития травматической болезни: начальная (острейшая, «хаотическая»), острая, поздняя и отдаленная. Психические и соматические нарушения в начальной стадии травматической болезни: расстройства сознания, сердечно-сосудистой деятельности и дыхания. Психические и вегетативные нарушения в острой стадии: церебральная адинамия (астения). Вегетативные и вестибулярные нарушения, очаговые симптомы, эпилептиформные реакции, корсаковский синдром, сумеречное состояние сознания, травматический делирий. Психические и соматические нарушения в поздней стадии: астенический синдром, вегетативные и вестибулярные нарушения, эпилептиформный синдром. Травматические психозы с аффективными и шизоформными синдромами, истероформные реакции. Психические нарушения стадии отдаленных последствий: посттравматическая церебрастения, энцефалопатия, слабоумие, Джексоновская эпилепсия. Посттравматическое развитие личности. Врачебные мероприятия на различных этапах травматической болезн. Пневмоэнцефалография, электроэнцефалография. Трудовая экспертиза и трудоустройство больных с остаточными явлениями после черепно-мозговой травмы.
Тема№12 «Эпилепсия
Освещение: лекция, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Эпилепсия, определение понятия.
Преходящие и хронические психические расстройства. Пароксизмальность преходящих психических расстройств.
Классификация эпилептических признаков. Дифференциальная диагностика бессудорожных форм припадка в терапевтической практике. Первая помощь при большом судорожном припадке.
Дисфории, сумеречные расстройства сознания, эпилептические психозы.
Эпилептические изменения сознания, эпилептическая деменция. Основные принципы лечения. Хирургические методы лечения эпилепсии.
Судорожные синдромы в терапевтической и неврологической практике.
Эпилептический статус, определение понятия, способы купирования.
Диагностическое значение мигрени, энуреза, снохождения.
Тема№13 «Психозы позднего возраста
Освещение: лекция+семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Биологические, психологические и социальные проблемы позднего возраста.
Невротические и психотические расстройства в инволюционном периоде. Неврозоподобные расстройства («климактерический невроз») в инволюционном периоде (астенодепрессивные, ипохондрические), инволюционные депрессии и параноид. Особенности депрессии и бреда. Дементирующие психозы (болезнь Альцгеймера и Пика).
Старческая деменция, клиника, прогноз, исход.
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях (атеросклероз, гипертоническая болезнь, гипотония). Функциональные (неврозоподобные, депрессивные, бредовые) и необратимые (нарушение памяти, интеллекта) расстройства. Особенности течения психических нарушений, лечение, прогноз.
Тема№14 Пихогении: Неврозы и Реактивные психозы\\ Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Освещение: лекция, семинар, методическое пособие, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Оценивается: собеседованием, письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Психогении, определение понятия, классификация. Ятрогении.
Понятие о психической травме, классификация. Совладание и психологическая защита.
Невротические расстройства. Основные невротические синдромы: невротической тревоги, астении, навязчивостей (фобии, обсессии и компульсии), истерической конверсии и диссоциации, нарушения сна, депрессии, сексуальной дисфункции.
Невроз, определение понятия, критерии диагностики. Соотношение с понятием «невротические расстройства».
Неврастения. Особенности типа ВНД больных неврастенией. Клиника и течение неврастении.
Истерия. Патогенез. Особенности типа ВНД больных истерией. Клиника и течение истерий. Истерические припадки, их отличие от эпилептических. Диссоциативное (конверсионное) расстройство по МКБ-10
Невроз навязчивых состояний. Особенности типа ВНД у больных неврозом навязчивых состояний. Клиника, течение. Тревожно-фобические расстройства: агорафобия, социальная фобия, специфическая (изолированная) фобия. Различие понятий «нозофобия» и «ипохондрия» по МКБ-10. Обсессивно-компульсивное расстройство. Тревожные расстройства: паническое расстройство и генерализованное тревожное расстройство.
Общие принципы и виды лечения неврозов. Фармакологические и психотерапевтические пути реадаптации. Значение санитарно-просветительных мероприятий в профилактике неврозов. Понятие о невротическом развитии.
Реактивные психозы (состояния). Общность и различия неврозов и реактивных психозов. Классификация реактивных психозов. Триада Ясперса.
Аффективно-шоковые реакции – реактивный ступор и реактивное возбуждение. Реакция на тяжелый стресс по МКБ-10.
Примитивные истерические реакции – истерическое сумеречное состояние, псевдодеменция, ганзеровский синдром, пуэрилизм. Диссоциативное (конверсионное) расстройство по МКБ-10.
Сложные ситуационные реакции – реактивная депрессия, реактивный параноид. Расстройство адаптации по МКБ-10.
Посттравматическое стрессовое расстройство.
Клиника, течение и прогноз реактивных психозов. Вопросы трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.
Соматоформные расстройства: соматизированные расстройства, ипохондрическое расстройство, вегетативная дисфункция, хр. Болевое расстройство.
Тема№15 «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя.
Освещение: лекция, методическое пособие, учебник, электронное методическое пособие, семинар. Осваивается студентом самостоятельно.
Оценивается: устное собеседование, письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене
Алкоголизм. Простое опьянение. Клиника острого отравления алкоголем – соматические и психопатологические симптомы. Неотложная помощь при остром отравлении алкоголем. Экспертиза алкогольного опьянения. Патологическое опьянение, его судебно-психиатрическая оценка.
Алкоголизм. Определение понятия. Термин «алкогольная зависимость». Соматическая, психопатологическая и социальная характеристика алкоголизма. Стадии развития алкоголизма. Основные признаки алкоголизма: неодолимое влечение к алкоголю. Признаки психической и физической зависимости, синдром похмелья (алкогольный абстинентный синдром). Дипсомания и периодическое пьянство.
Острые (белая горячка, острый алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид) и хронические (хронический алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид, алкогольный бред ревности, алкогольный псевдопаралич, корсаковский психоз, алкогольные психозы).
Лечение в амбулаторных условиях лиц с легкими начальными стадиями алкоголизма без выраженных психических нарушений.
Виды терапии при алкоголизме: дезинтоксикация, условно-рефлекторная, сенсибилизирующая. Психотерапия. Принудительное лечение алкоголизма. Лечение алкогольных психозов. Купирование абстинентного синдрома в условиях соматического отделения (больницы).
Тема№16 «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления ПАВ. Наркомании, токсикомании
Освещение: лекция, семинар, методическое пособие, учебник, электронное методическое пособие. Осваивается студентом самостоятельно.
Оценивается: устное собеседование, письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене
Общая характеристика токсикоманий, наиболее распространены токсикомании лекарственные (снотворные, циклодол, транквилизаторы, анальгетики, психостимуляторы, антигистаминные препараты) и связанные с употреблением химических веществ (ацетон, эфир, бензин и др.) Циклодоловый делирий, делирий при вдыхании ароматических веществ.
Понятие «наркотическое вещество», критерии (медицинский, социальный, юридический).
Наркомании, определение понятии. Клиника морфинизма, каннабизма, кокаинизма, барбитуромания. Эфедроновая наркомания, особенности течения, неврологические расстройства. Особенности абстинентного синдрома при различных наркоманиях, наиболее распространенные формы психозов. Лечение и профилактика наркоманий, прогноз наркомании в клинике внутренних болезней. Желтухи при наркоманиях, риск заболеваемости СПИДом. Табакокурение как вид токсикоманий. Заболеваемость соматическими заболеваниями при табакокурении.
Криминальное поведение больных наркоманией, способы приобретения наркотиков, возможность краж и вымогательства наркотиков при госпитализации.
Тема№17 «Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатия).
Освещение: семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Рекомендуемая литература.
Оценивается: письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене.
Психопатии как аномалии характера. Критерии Ганнушкина-Кербикова.
Соотношение эндогенного и экзогенного, биологического и социального в развитии психопатий.
Значение типа ВНД при психопатиях. Основные клинические формы психопатий: паранояльные, аффективные, возбудимые, шизоидные, эксплозивные (эпилептоидные), психастенические (ананкастные), истерические, астенические. Значение воспитания и обучения в предупреждении и ослаблении психопатий.
Психопатоподобные состояния при органических поражениях головного мозга различной этиологии.
Динамика психопатий, понятие о компенсации и декомпенсации психопатий. Лечение и коррекция психопатий. Вопросы социальные адаптации и реадаптации, как одного из основных методов компенсации и предупреждения декомпенсации психопатий. Вопросы трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.
Психотерапия, основные методы (патогенетическая или рациональная психотерапия, внушение, гипноз, аутогенная тренировка).
Неспецифическая психотерапия, ее задачи, способы реализации. Показания к применению, противопоказания.
Тема№18 «Психические расстройства при соматических заболеваниях»
Освещение: семинар, учебник, электронное методическое пособие. Осваиваются студентом самостоятельно.
Оценивается: устное собеседование, письменной контрольной (ситуационная задача), компьютерным тестированием и на экзамене
Психические нарушения при соматических заболеваниях, общие закономерности. Влияние соматических заболеваний (интоксикация, гипоксия мозга, длительные болевые ощущения, заболевания как психотравмирующий фактор) на течение психических процессов. Внутренняя картина болезни, определение понятия. Ипохондричность, анозогнозия, симуляция, диссимуляции, аггравация.
Основные психопатологические синдромы при соматических заболеваниях: астенический, депрессивный, фобический.
Психические нарушения при инфаркте миокарда, ХПН, эндокринопатиях, язвенной болезни желудка.
Психозы при острых инфекциях. Общее и специфическое при психозах на основе различных инфекций. Инициальный, лихорадочный, инфекционный делирий, бред коллапса. Основные синдромы при общих инфекционных психозах: делирий, аменция, галлюцинаторная спутанность, делириозно-аментивный синдром, оглушение, кома, эпилептиформный синдром. Общие закономерности течения и исхода инфекционных психозов. Постинфекционные состояния, астенический и корсаковский синдромы, постинфекционное слабоумие.
Психозы при хронических инфекциях: ревматизме, сифилисе, ВИЧ.
Лечение инфекционных психозов: противоинфекционное, десенсибилизирующее, дезинтоксикационное, симптоматическое, общеукрепляющее и стимулирующее.\
Понятие о психосоматическом параллелизме.
Организация неотложной психиатрической помощи в условиях соматического (инфекционного) стационара.
Роль психотерапии в лечении соматических заболеваний.
Психосоматические реакции и психосоматические заболевания.
Раздел 4: Терапия психических расстройств
Тема№19 "Биологическая терапия"
Освещение: семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Рекомендуемая литература.
Оценивается: устное собеседование, письменным тестированием, компьютерным тестированием и на экзамене.
Методы биологической терапии в психиатрии.
Психофармакотерапия. Классификация лекарственных средств, используемых в психиатрии. Купирующая и поддерживающая терапия.
Нейролептики: клинические и побочные эффекты, осложнения. Показания к применению. Основные препараты.
Антидепрессанты: клинические и побочные эффекты, осложнения. Показания к применению. Основные препараты.
Транквилизаторы: клинические и побочные эффекты, осложнения. Показания к применению. Основные препараты.
Ноотропы: клинические и побочные эффекты, осложнения. Показания к применению. Основные препараты.
Психостимуляторы: клинические и побочные эффекты, осложнения. Показания к применению. Основные препараты.
Нормотимические средства: клинические и побочные эффекты. Показания к применению. Основные препараты.
Противосудорожные (АНТИКОНВУЛЬСАНТЫ) средства, их использование в неврологии и психиатрии.
Использование антипсихотиков, антидепрессантов, транквилизаторов и антиконвульсантов в качестве основных и дополнительных средств при лечении соматических заболеваний. Соматотропные эффекты различных психотропных препаратов
Шоковые методы биологической терапии в психиатрии: инсулино-коматозная и электро-судорожная терапия (ЭСТ).
Другие методы биологической терапии: пиротерапия, депривация сна, светотерапия, диетотерапия и др..
Тема№20 «Психотерапия»
Освещение: семинар, учебник, электронное методическое пособие, самостоятельно.
Рекомендуемая литература.
Оценивается: компьютерным тестированием и на экзамене.
Психотерапия как метод коррекции психического состояния, суть.
Направления психотерапии: динамическая (психоанализ), поведенческая (бихевиоризм), рациональная, эмоциональная, суггестивная (гипноз), гештальт.
Неспецифическая психотерапия, суть метода, правила проведения. Применение в обще медицинской практике врачей.
Тема№21 "Неотложные состояния"