Очерк становления кафедры (1947 год)

Асс. С. К. Константинович

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

в сборнике "50 лет Первого Ленинградского Медицинского Института" (Ленинград, 1947)

Кафедра душевных и нервных болезней в Женском медицинском институте была организована в 1900 г. Организатором кафедры и первым ее руководителем был Владимир Михайлович Бехтерев.

Это был период расцвета блестящей научно-исследовательской и преподавательской деятельности В. М. Бехтерева. Ученик Флексига, Бехтерев особенно интересовался анатомией и физиологией и видел в них основные пути развития невропатологии и психиатрии. Он принадлежал к той школе психиатров-невропатологов, точнее психиатров-психофизиологов, которые работали как в области невропатологии, так и в области психиатрии. Такое изучение обеих специальностей, изучение строения мозга и изучение его функции, давало его мышлению определенный неврологический уклон. Бехтерев заложил прочный фундамент психиатрии того типа, которая основывается на всестороннем исследовании соматической и неврологической сферы, на конституционально-морфологических и вегетативно-эндокринных соотношениях при психических болезнях. Под его влиянием русская психиатрия постепенно начала приобретать физиологическое направление, все больше вытеснявшее психологическое направление. Объективный метод, единственно научный, a следовательно и необходимый для истинного развития психиатрии, естественно, привлекает к В. М. Бехтереву многочисленных учеников. Так основывается петербургская (ленинградская) психиатрическая школа.

Уже многие крупнейшие психиатры конца первой и, главным образом, второй половины прошлого столетия твердо стояли на той точке зрения, что психические болезни представляют собой заболевания нервной системы и, прежде всего, больших полушарий головного мозга. Исследование этих болезненных расстройств неизбежно требовало знания нормального строения и функции пораженного органа, иными словами, его морфологии (анатомии, гистологии) и физиологии. Стремление психиатров к патофизиологическому обоснованию патологического поведения человека, в то время когда у физиологов имелись в распоряжении только опыты с искусственным раздражением разных пунктов коры или с удалением разных отделов ее, сталкивалось с непреодолимыми препятствиями. Но постепенно, параллельно с успехами физиологии установлением новых методов физиологического эксперимента, явилась возможность глубже заглянуть в ту область, которая до тех пор считалась исключительной областью психологических исследовании. Вот почему физиология получила совершенно исключительное значение для современной психиатрии. Патофизиологический метод в психиатрии при настоящем состоянии наших знаний, конечно, еще очень далек от того, чтобы дать объяснение не только всем, но даже относительно простым и грубым нарушениям высшей нервной деятельности. Но это путь, по которому рано или поздно пойдет, постепенно превращаясь из психологической в физиологическую, вся психиатрия. По этому пути пошла и созданная В. М. Бехтеревым ленинградская Психиатрическая школа.

Владимир Михайлович Бехтерев родился в 1857 г. В 1872 г. поступил в Медико-хирургическую академию. Будучи студентом выпускногокурса, Бехтерев в течение летних месяцев 1877 г. состоял на службев Главной квартире действующей за Дунаем русской армии, работалв перевязочных пунктах при переходе русских войск через Дунай и в битвепод Плевной. В 1878 г. В. М. Бехтерев блестяще окончил курс академиии был оставлен для усовершенствования в клинике душевных и нервныхболезней проф. И. П. Мержеевского. В 1881 г. он получил звание приват-доцента. Научная деятельность Бехтерева проявляется в ряде выдающихсяэкспериментальных.. работ по изучению строения мозга и его. функций.По возвращении из командировки за границу в 1888 г. В. М. Бехтеревзанял кафедру психиатрии в Казанском университете. В период 1884—1887 гг. появилось 20научных работ Бехтерева, посвященных изучениюпроводящих путей. С 1887 г. стали появляться его работы, посвящённыефизиологии мозга, которые постепенно начинают занимать преобладающееместо.

После выхода в отставку проф. И. П. Мержеевского (в 1893 г.) Бехтерев переехал из Казани в Петербург и занял кафедру душевныхи нервных болезней в Военно-Медицинской: академии: Он корённым образом реорганизует постановку дела на кафедре и, создает ряд лабораторий(анатомическую, физиологическую, экспериментально-психологическую,а некоторое время спустя: лабораторию по обмену веществ и рефлексологическую). Все это дало возможность поставить научную и преподавательскую работу кафедры на такую высоту, на которой она никогда еще не стояла. Ежегодно в клинике работало не менее 40 врачей по отдельным научным заданиям. Из клиники вышло большое количество научных работ и диссертаций. Преподавание нервных и душевных болезней было Бехтеревым, также реформировано. Курс объективной психологии предшествовал, курсу душевных болезней; а учение о проводящих путях предшествовало курсу нервных болезней и давало основы топической диагностики нервных болезней.

Бехтерев создал и руководил Обществом врачей клиники нервных и душевных болезней при Военно-медицинской академии и Русским обществом нормальной и патологической психологии. После смерти проф. И. П. Мержеевского В. М. Бехтерев стал бессменным председателем Петербургского общества-психиатров. Он редактирует ряд журналов. В 1903 В. М. Бехтерев создает новое высщее учебное заведение — Психо-неврологический институт и становится первым .его президентом.

Царское правительство считало В. М. Бехтерева «крамольным» профессором. После выступления В. М. Бехтерева и проф. В. П.; Сербского на Всесоюзном съезде психиатров по поводу самоубийств съезд был закрыт полицией. Судебно-психиатрическая экспертиза Бехтерева по делу Бейлиса, его работа в Психо-неврологическом институте, где обучались евреи и «кухаркины» дети, повлекли за собой то, что в 1913 г. Бехтереву пришлось уйти из Военно-медицинской академии в отставку.

На кафедру душевных и нервных болезней Петербургского женского медицинского института В. М. Бехтерев был приглашен в 1900 г. и занимал эту кафедру до 1915 г. Самостоятельной клиники душевных и нервных болезней в этот период в институте не было. Практические занятия, курирование больных, амбулаторные приемы проводились в клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии и только отчасти в Петропавловской больнице. Преподавание душевных и нервных болезней проводилось объединенно. Лекции В. М. Бехтерева были яркими, блестящими и демонстративными. Каждое заболевание было представлено во всех его стадиях и иллюстрировалось рядом рисунков, макро- и микроскопических препаратов. Практические занятия проводились в клинике Военно-медицинской академии и в Петропавловской больнице с обязательным курированием в нервной и психиатрической клиниках. Необязательные практические занятия — амбулаторные приемы, обходы отделений — проводились ассистентами, ими же проводились занятия по изучению проводящих путей головного и спинного мозга на препаратах и ознакомление студентов с важнейшими методами экспериментально-психологического обследования больных. Кроме того, ежегодно до начала клинических замятий читался ряд лекций по теории познания, по вопросу о сущности нервно-психических процессов, по классификации психозов, по клинической психопатологии, по электротерапии и электродиагностике (К. С. Агаджанянц, Ю. К. Белецкий, М. П. Никитин, А. Ф. Лазурский). В 1907/08 учебном году в институте образовался кружок слушательниц для занятий по экспериментальной психологии. Занятия кружка проводились в лаборатории клиники душевных болезней Военно-медицинской академии, а собрания кружка происходили в одной из аудиторий института. Работами кружка руководил В. М. Бехтерев. Ввиду большого интереса, проявленного слушательницами к этим занятиям, с 1908 г. стал читаться специальный курс экспериментальной психологии с практическими занятиями по общей методике экспериментально-психологического исследования (для младших курсов) и по экспериментально-психологическому ^исследованию душевнобольных (для старших курсов). Ведение этого курса было поручено прив.-доц А. Ф. Лазурскому.

Расширенный курс психологии получил название курса «медицинской психологии», а в дальнейшем — «объективной психологии». Чтение этого курса продолжалось и после ухода в отставку В. М. Бехтерева (в 1915 г.). В 1919 г. курс объективной психологии был превращен в штатный доцентский курс «рефлексологии, гипноза и психотерапии», который читал В. М. Бехтерев. Практические занятия по курсу рефлексологи», гипноза и психотерапии проводились со студентами в первое время в лабораториях института по изучению мозга. В 1922 г. силами сотрудников кафедры и студентов института была оборудована специальная рефлексологическая установка, были исправлены некоторые старые приборы, приобретены новые, сделана необходимая проводка в камере для основного рефлексологического эксперимента. Со времени открытия лаборатории на территории института практические занятия по рефлексологии стали посещаться большим количеством студентов. С 1926 г. курс рефлексологии в I Ленинградском медицинском институте был утвержден как самостоятельная кафедра, прекратившая свое самостоятельное существование после смерти акад. В. М. Бехтерева в 1927 г.

Основатель и первый руководитель кафедры душевных и нервных болезней I Ленинградского медицинского института В. М. Бехтерев уже к началу XX века благодаря своим выдающимся научным трудом завоевал в области психиатрии и невропатологии первое место в России. Его научные работы были переведены на различные языки, и школа В. М. Бехтерева быстро получила всемирную известность. Работа «Проводящие пути головного и спинного мозга», вышедшая в первом издании в 1892 г., была удостоена Российской Академией Наук премии Бэра, была переведена на немецкий и французский языки и доставила В. М. Бехтереву европейскую известность. «Основы учения о функциях мозга» вышли в свет в 1907 г. и упрочили его славу.

Далее следует обширный труд «Объективная психология», в котором Бехтерев формулирует свой отказ от субъективной психологии и впервые пытается обосновать учение о психической деятельности строго объективными, данными, главным образом двигательными реакциями.

Исследования В. М. Бехтерева и работы его сотрудников и учеников углубляют и расширяют физиологический подход к изучению психических функции. Бехтерев основывает новое психиатрическое учение, существенно отличающееся от других направлений науки о душевных болезнях. Эти идеи изложены Бехтеревым в его трудах: «Основы рефлексологии человека», «Коллективная рефлексология» и в многочисленных отдельных рабочих.

Не менее известны и клинические работы В. М. Бехтерева. Им описаны новые болезненные формы, как то: одеревенелость позвоночника, апоплексическая гемитония, сифилитический рассеянный склероз, особая форма лицевого тика, острая мозжечковая атаксия. В области неврозов он описал новые формы фобий и навязчивых состояний. В области психических заболеваний Бехтеревым описаны: особое заболевание с бредом состояния под гипнозом («гипнотическое очарование»), формы галлюцинозов периферического происхождения (паросмофрения), галлюцинозы слухового характера, соматофрении. Ряд научных работ Бехтерева посвящен выяснению природы и локализации тех или иных болезненных состояний, вопросам профилактики и терапии нервных и душевных заболеваний.

Так же интенсивно и энергично работают и ученики В, М. Бехтерева, Из всех русских психиатрических школ бехтеревская школа дала наибольшее количество оригинальных научных работ, диссертаций и монографий, охватывающих чрезвычайно широкий круг вопросов. В этих работах ученики Бехтерева изучали анатомию и физиологию нервной системы, клинику душевных и нервных болезней, психологию, рефлексологию, биохимию мозга, эволюционную генетику, терапию душевных и нервных болезней, со включением мозговой хирурги», вопросов профилактики и социальных вопросов. Одному только В. М. Бехтереву принадлежит 560 научных работ. Ученики В. М. Бехтерева занимали и занимают ряд кафедр в медицинских вузах и научно-исследовательских институтах нашей страны.

Объединенная кафедра душевных и нервных болезней в Женском медицинском институте существовала до ухода в отставку В. М. Бехтерева. Когда в 1915 г. В. М. Бехтерев покинул институт, кафедра была разделена: кафедру нервных болезней занял проф. М. П. Никитин, ведение, курса психиатрии на правах самостоятельного доцентского курса взял на себя А. Ф. Лазурский.

Александр Федорович Лазурский (1874—1917 гг.) окончил Военно-медицинскую академию в 1897 г. и был оставлен при клинике душевных и нервных болезней проф. В. М. Бехтерева. В 1904 г. он получил звание приват-доцента в Военно-медицинской академик и руководил работой по экспериментальной психологии на кафедре. Он оказывал деятельную помощь В.М. Бехтереву в организации Психо-неврологического института, профессором кафедры экспериментальной психологии которого состоял со дня его основания. В Женском медицинском институте в звании приват-доцента А. Ф. Лазурский начал работать с 1908 г., а после ухода в отставку В. М. Бехтерева с 1915 по 1917 г. читал также курс клинических лекций по психиатрии и руководил практическими занятиями студентов по этому предмету.

А. Ф. Лазурский был одним из первых русских ученых, занимавшихся учением о конституциях (типах) человеческой личности. В своих работах Лазурский стремился превратитьпсихологию в точную науку и считал, что в основу изучения человеческих характеров должны быть положены как биологические, так и социальные факторы. Научная деятельность А. Ф. Лазурского, основателя характерологии, была новаторской. Талантливые, проникнутые ясной и глубокой творческой мыслью, научные работы А. Ф. Лазурского обратили на себя внимание как в России, так и за границей. Основные труды его — «Очерк науки о характерах», «Классификация личностей», «Психология общая и экспериментальная», «Школьные характеристики», «Метод естественного эксперимента» — не потеряли своей актуальности до настоящего времени. А. Ф. Лазурский стремился понять личность, как«сложное психо-физиологическое единство, вполне раскрывающееся лишь в своих взаимоотношениях со средой». Корень многих психических заболеваний Лазурский видел вконфликте личности с социальной средой.

В 1917/18 учебном году, после смерти А. Ф. Лазурского, курс клинических лекций по психиатрии в институте прочел В. М. Бехтерев, а осенью 1918 г. на кафедру психиатрии Женского медицинского института был избран П.А. Останков, который сразу же приступил к организации самостоятельной психиатрической клиники, которой до того времени винституте не было; кураторские занятия и амбулаторные приемы велись в клинике душевных болезней Военно-медицинской академии. Психиатрическая клиника стала развертываться на базе III Психиатрической больницы. Ближайшими помощниками П. А. Останкова в организации самостоятельной психиатрической клиники были ассистенты Н. И.Афанасьев, Е. И. Воробьева, М. К. Воскресенский, Е. В. Тарле, Р. Я. Голат. Вследствие отдаленности от города III Психиатрической больницы начиная с 1922 г. работа кафедрыпсихиатрии стала развертываться также и в Психиатрической больнице им. Балинского, а с 1925 г. здесь сосредоточилась основная педагогическая и научная работа кафедры.Количество клинических коек в Психиатрической больнице им. Балинского увеличилось с 10 в 1922 г. до 110 коек в 1925/26 учебном году.

С 1924 г. в клинике стали проводиться регулярные научные заседания, к активной работе в которых привлекались студенты IV и V курсов. Лекции читались в одной из аудиторий института, кураторские занятия студентов велись в клинике в течение 2 недель. В связи с увеличением числа студентов в институте и необходимостью дальнейшего расширения клинической базы с 1932 г. организуется филиал психиатрической клиники во II Психиатрической больнице, где развертывается еще 50 клинических коек. Все это позволило кафедре сосредоточить в обеих клинических базах разнообразный и богатый клинический материал, который использовался как для педагогической, так и научно-исследовательской работы. Особо следует отметить еженедельные систематические клинические разборы больных. Эти разборы, кроме обязательного на них присутствия всех сотрудников кафедры, посещались многими врачами из психиатрических больниц города, психиатрами из других городов, работниками других кафедр, а также студентами из кружка Студенческого научного общества, так как П. А. Останков, всегда проводивший их лично, умел сделать эта разборы содержательными, яркими, обобщающими весь опыт клинической работы.

Петр Александрович Останков родился в 1868 г. Окончил Казанский университет в 1893г., он был оставлен ассистентом при кафедре психиатрии. С переходом проф. В. М. Бехтерева в Военно-медицинскую академию П. А. Останков был приглашен им на должность ассистента по кафедре душевных и нервных болезней в академии. На этой кафедре, руководимой проф. Бехтеревым, П. А. Останков продолжал работать все последующие годы, последовательно занимая должность ассистента, доцента, заведующего отделением клиники, главного врача и заместителя директора клиники. В 1907 г. П. А, Останков получил званиепрофессора по кафедре судебной психиатрии в Психо-неврологическом институте, а с 1916 г. состоит профессором на кафедре судебной поихиатрии на юридическом факультете Петроградского университета. В 1912 г. царский министр Кассо, разогнав Московский университет, предложил кафедру психиатрии в этом университете П. А. Останкову, но последний не считал возможным работать при таких условиях и отказался занять кафедру — наследие С. С. Корсакова. Этот отказ не был забыт, и когда в 1915 г. проф. Останков был избран конференцией Военно-медицинской академии на кафедру психиатрии, которой он уже2 года временно заведовал после ухода из академии В. М. Бехтерева, царский военный министр Сухомлинов не утвердил этого избрания.

В 1918 г П. А. Останков был избран на кафедру психиатрии Женского медицинского института, где и продолжает свою работу до настоящего времени как учитель и воспитатель многих .сотен советских психиатров. В 1936 г. правительство присвоило проф. П. А. Останкову звание заслуженного деятеля науки. В 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР П. А. Останков был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Общественная деятельность проф. П. А. Останкова широка и многогранна. Он много сделал для популяризации психиатрических знаний, выступая со специальными лекциями и докладами. В 1934 г. П. А. Останков был избран депутатом райсовета. П. А. Останков является почетным членом президиума Ленинградского общества психиатров и невропатологов, был постоянным участником и членом президиума съездов психиатров. Работая в клинике проф. Бехтерева, П. А. Останков принимает активное участие в создании психиатрического и сравнительно анатомического музеев кафедры нервных и душевных болезней. Музеи эти могли конкурировать с любым аналогичным учреждением в Западной Европе. К этому же периоду времени относится ряд работ П. А. Останкова по физиологии нервной системы, клинике и терапии нервных и душевных болезней. В 1913 г. появляется монография Останкова «О фазах мании». а в 1914 г. — его же работа «К этиологии раннего слабоумия». Обе эти работы до сих пор цитируются в русской и иностранной научной литературе. Работа П. А. Останкова «О клинике аменции» (1925 г.) и ряд его работ и докладов о генезе и конструкции бреда (1926—1927 гг.) являются выдающимися достижениями в общей и клинической психиатрии.

В своей клинике проф. П. А. Останков одним из первых в СССР применил лечение прогрессивного паралича прививкой малярии. Он ввел новый метод лечения душевных болезней — лечение плацентарной кровью. Он же разрабатывал метод лечения шизофренической группы психозов пересадкой половых желез и вел наблюдения над прививками с терапевтической целью брюшного тифа шизофреникам. Выдающийся клиницист, П. А. Останков на основании многолетних клинических наблюдений пришел к заключению, что душевная болезнь является результатом взаимодействия генетически развитого организма и действующих на него как в нем самом, так и в окружающем «вредных условий», и предложил свою оригинальную классификацию душевных болезней.

Большие заслуги имеет проф. П. А. Останков в подготовке врачебных; кадров и научной смены. За время его профессорской деятельности несколько поколений врачей получили на кафедре психиатрии I Ленинградского медицинского института систематическое образование в качестве интернов, аспирантов и ассистентов. Многие из них в настоящее время являются руководителями, психиатрических кафедр в медицинских институтах нашей страны. Из его школы вышло также много крупных практических врачей, возглавляющих психиатрические больницы и невро-психиатрические диспансеры.

Научно-исследовательская работа; сотрудников кафедры психиатрии I Ленинградского медицинского института, руководимой проф. П. А. Останковым, была тесно связана с работой крупнейших ленинградских больниц, так как почти все врачи этих больниц являются учениками проф. Останкова. В планировании и направлении всей научно-исследовательской работы очень важную роль играли систематические еженедельные конференции врачей, о которых было упомянуто выше. На них разбирались трудные для диагностики и казуистические случаи, заслушивались доклады о законченных работах и реферативные сообщения о новостях иностранной литературы, намечались планы будущих работ. Конференции эти всегда, кроме сотрудников кафедры, посещались врачами психиатрических больниц города и приезжавшими в Ленинград для усовершенствования психиатрами из других городов.

Имея в основе своих целевых установок, главным образом, лечебныезадачи, клиника разрабатывала следующие вопросы: 1) изучение проблемы конституций и их соотношений с душевными болезнями; 2) вопросыклассификации сифилитических психозов; 3) изучение патогенеза эпилепсии; 4) проблему терапии душевных болезней; 5) серологические и биохимические реакции при различных формах душевных болезней.

Проф. П. А. Останковым даны классификации шизофренической, эпилептической и циклоидной групп психозов. Классификация сифилитической группы психозов разработана Е. И. Воробьевой и И. Ф. Случевским. С целью изучения патогенеза эпилептических припадков был произведен ряд работ по вызыванию экспериментального эпилептического припадка у людей и животных (И. Ф. Случевский и И. Е. Кашкаров). Проблемы терапии всегда стояли в центре внимания научно-исследовательской работы клиники. Прививка малярии с лечебной целью прогрессивным паралитикам была применена вначале М. К. Воскресенским. Ее изучению посвящены работы И. Ф. Случевского и И. А. Якубовской, Е. И. Воробьевой, П. А. Останкова, А. А. Зайцева.

При dementia praecox применялось впрыскивание 10% нуклеиново-кислого натрия, давшее положительный терапевтический эффект (Е. И. Воробьева). При этом же заболевании, по предложению проф. Останкова, была проведена терапия прививками брюшного тифа, причем в некоторых случаях были отмечены хорошие результаты. По предложению проф. П. А. Останкова было начато лечение плацентарной кровью. А. А. Зайцев получил при применении этого метода ободряющие результаты. При dementia praecox больные подвергались пробному лечению сырой печенью, исходя из близости клинической картины к гематостриальному синдрому (Якубовская). Для снижения интоксикации и аутоинтоксикации при раннем слабоумии и других психозах применялись инъекции Natrii nitrosi (А. И. Гурлева и Е. П. Павлова). С теми же теоретическими предпосылками применялся и гипосульфит натрия. В малых дозах применялся инсулин при отказе от пищи (С. И. Коган).

Из терапевтических исканий клиники в борьбе с возбуждением душевнобольных надо отметить применение массивных доз кофеина (И. Я. Невский) и вливания гипертонических растворов, содержащих сернокислую магнезию, глюкозу и люминал. При кататонических состояниях применялись внутривенные вливания алкоголя (Н. В. Канторович, С. К. Константинович). За последнее время осваивается тканевая терапия по Филатову (Е. И. Воробьева).

Выявлен очень высокий процент слабо положительных реакций Вассермана при эпилепсии и раннем слабоумии, что совпадает с высоким процентом сифилитической наследственности при последнем (по данным Крепелина и Останкова). В связи с эндокринной дисфункцией при раннем слабоумии исследовались реакции Котмана и Манойлова. Эти реакции позволили судить о динамике болезненного процесса и эффекте терапии (Д. И. Пескер, А. М. Лукина, Е. И. Воробьева). Исследовался йодный обмен при раннем слабоумии и влияние на него пересадки желез (И. Ф. Случевский, Е. И. Воробьева, Словцова). Изучался состав белков крови в спинномозговой жидкости. Белки крови при эпилепсии изучались Е. И. Гофлин. Исследование функции печени, главным образом холестеринового обмена, производилось А. М. Лукиной; Н. И. Добротворская и А. М. Лукина занимались исследованием резервной щелочной крови.

Специальный курс психиатрии детского возраста был введен в I Ленинградском медицинском институте в связи с организацией в нем педиатрического факультета. В 1933 г. для ведения этого курса и заведывания кафедрой был приглашен проф. Николай Иванович Озерецкий, и с этого момента в институте была организована кафедра психиатрии детского возраста. В связи с переводом педиатрического факультета в Педиатрический институт кафедра психиатрии детского возраста в 1939 г. была реорганизована во вторую кафедру психиатрии, в должности заведующего которой был утвержден проф. Н. И. Озерецкий. Для практической и научно-исследовательской работы проф. Н. И. Озерецкий организует в III Психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова детскую психиатрическую клинику на 30 коек. Курс психиатрии детского возраста читался с демонстрацией больных. В клинике выделяется особая комната для занятий со студентами, отводятся особые комнаты (на территории института) для патологоанатомического музея и комната методических пособий. Практические занятия со студентами состояли: из демонстраций и разбора больных профессором и ассистентами, из Обучения студентов методике обследования душевнобольных детей, из самостоятельного обследования их студентам» и ознакомления студентов с постановкой лечебной и педагогической работы с психически больными детьми, с работой последних в мастерской и с вопросами организации детских психиатрических отделений. Кроме того, в дополнительные часы занятий студентов знакомили с общей психопатологией детского возраста, патологической анатомией психозов, лабораторными исследованиями и вопросами судебной психиатрии детского возраста.

Николай Иванович Озерецкий окончил медицинский факультет Московского университета в 1917 г. До 1921 г. находился на военной службе, но одновременно в 1918—1919 гг. был сверхштатным ординатором психиатрической клиники Московского университета. После демобилизации из Армии Н. И. Озерецкий работает ординатором детской психиатрической клиники Института охраны здоровья детей и подростков, затем старшим ассистентом и заместителем директора психоневрологической клиники этого института. В 1928 г. Н. И. Озерецкий получил звание приват-доцента Московского университета. В 1929 г. он был избран по конкурсу на кафедру психопатологии детского возраста Педагогического института в Ленинграде, в 1933 г. избирается в I Ленинградский медицинский институт на кафедру психиатрии детского возраста, а после реорганизации ее (в 1939 г.) занимает вторую кафедру психиатрии. С декабря 1943 г. по настоящее время руководит объединенной кафедрой психиатрии. Н. И. Озерецкий является членом-корреспондентом Академий медицинских наук СССР.

Проф. Н. И. Озерецкому принадлежит ряд научных работ, посвященных изучению моторики у психически больных детей и подростков. Предложенный им метод изучения психомоторики принят как у нас, так и за границей. В 1936 г. проф. Н. И. Озерецкий избран почетным членом Ученого совета Бельгийского центра национального воспитания, а в 1937 г. получил приглашение сделать доклад по психомоторике на XI Интернациональном конгрессе по психологии (Париж). Научные работы проф. Н. И. Озерецкого по судебной психиатрии посвящены изучению и судебно-психиатрической оценке различных форм психических заболеваний и также получили широкую известность у нас и за границей. I Интернациональный конгресс по детской психиатрии (Париж, 1937 г) приглашает проф. Н. И. Озерецкого сделать доклад в секции судебной психиатрии и избирает его на этом же конгрессе почетным президентом от СССР. Ряд работ проф. Н. И. Озерецкого посвящен изучению эпилепсии в детском возрасте, изучению пограничных состояний (психопатий и невропатий) в детском возрасте, посттравматическим психическим заболеваниям, психическим заболеваниям при гипертонии и гипотонии. Его учебник по психопатологии детского возраста (1937 г.) принят во всех педагогических и медицинских вузах. В учебнике по судебной психиатрии, изданном Институтом им. Сербского, проф. Н. И. Озерецким написаны главы по судебной психиатрии детского и юношеского возраста.

Одновременно с этой большой научно-исследовательской работой проф. Н. И. Озерецкий проявил себя как отличный организатор и руководитель одного из ведущих медицинских институтов нашей страны. С 1938 по 1942 г. он был заместителем директора института по учебной части и руководил учебным процессом и всей научно-исследовательской деятельностью института. Будучи заместителем директора института в дни тяжких испытаний первого года Великой Отечественной войны, он чутко заботился о сохранении основных профессорско-преподавательских и студенческих кадров института и. провел в тогдашних исключительно трудных условиях (апрель 1942 г.) эвакуацию младших курсов I Ленинградского медицинского института из Ленинграда в Кисловодск, а затем в Красноярск. Эти выдающиеся заслуги проф. Н. И. Озерецкого были оценены правительством, и 1943 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Возвратившись в Ленинград в 1943 г., проф. Н. И. Озерецкий на посту директора I Ленинградского медицинского института провел и проводит большую восстановительную работу по ликвидации разрушений, причиненных институту войной и блокадой.

Научно-исследовательская работа, которая была проведена под руководством проф. Н. И. Озерецкого кафедрой детской психиатрии, а после ее реорганизации второй кафедрой психиатрии касается основных и актуальных проблем. Наряду с продолжавшимся изучением моторики у психических больных и аномальных детей, изучались пограничные состояния (психопатии и невропатии) в детском и подростковом возрастах, неврастенический симптомокомплекс, встречающийся как в препсихотических состояниях (шизофрения, прогрессивный паралич, сифилис мозга), при психопатиях, резидуальных состояниях, так и у нормальных, но неправильно воспитанных детей (проф. Н. И. Озерецкий). Изучались резидуальные, состояния после менингознцефалитов различной этиологии (А. А. Волянский, К. М. Кандаратская, проф. Н, И. Озерецкий и А. Б. Амирджанян).

Шизофрения в детском возрасте углубленно изучалась К. М. Кандаратской, С. С. Калинер, Е. Н. Верховской. Клинику и терапию прогрессивного паралича в детском возрасте изучала Е. Н. Сороцкая. Проблема эпилепсии изучалась И Е. Кашкаровым, Е. Н. Сороцкой и Л. А. Москаленко. Изучалась также «активная» терапия психозов — инсулиновым шоком, сонная и судорожная (К. М. Кандаратская, Е. Н. Сороцкая, Л. А. Москаленко), Клинику маниакально-депрессивного психоза; у детей и подростков изучала Л. А. Москаленко, клинику инфекционных психозов—Е. П. Павлова. Изучению посттравматических нарушений психики у детей особое внимание посвятил проф. Н. И. Озерецкий.

К началу Великой Отечественной войны в I Ленинградском медицинском институте было, как упомянуто, 2 психиатрические кафедры: первая психиатрическая кафедра, возглавляемая проф. П. А. Останковым с клиническими базами в Больнице им. Балинского и II Психиатрической больнице, и вторая психиатрическая ка!федра, возглавляемая проф. Н. И. Озерецким, с клинической базой в 3 Психиатрической больнице. Значительная часть сотрудников обеих кафедр психиатрии с первых дней Великой Отечественной войны вступила в ряды Советской Армии - 5 ассистентов (И. Е. Кашкаров, С. К. Константинович, С. И, Коган, Б. М. Добротин, Г. В. Зеневич) и 4 аспиранта. Клиническая база при II Психиатрической больнице в этот период уже не могла быгь использована, так как больница сильно пострадала от бомбежек и пожаров; находившееся в ней имущество кафедры погибло. Единственной удобной базой для клинического преподавания оставалась клиника при больнице им. Балинского. В ней и продолжали свою работу оставшиеся в Ленинграде сотрудники кафедры. Обе кафедры слились в одну, а временное заделывание оставшейся в Ленинграде психиатрической клиникой института было возложено на доц. Е. И. Воробьеву.

Доц. Евгения Ивановна Воробьева - один из старейших работников кафедры психиатрии института. Она является солидным научным исследователем и давно зарекомендовала себя как опытный лектор и преподаватель. Окончив в 1908 г. Петербургский женский медицинский институт, Е. И. Воробьева начала работать в клинике душевных и нервных болезней акад. В. М. Бехтерева. В 1914 г. она была приглашена В. М. Бехтеревым на работу в качестве старшего ассистента в Психо-неврологический институт. Вместе с Н. И. Афанасьевым и М. К. Воскресенским она была ближайшим и активнейшим помощником П. А. Останкова при создании самостоятельной психиатрической клиники в I Ленинградском медицинском институте. В 1933 г. Е. И. Воробьева получила звание приват-доцента кафедры психиатрии I Ленинградского медицинского института, а в 1939 г. - звание доцента. Самостоятельный курс лекций по психиатрии Е. И. Воробьева стала читать еще; в 1938 г. студентам военно-морского факультета института. Много времени отдавала Е. И. Воробьева и кружку Студенческого научного общества по психиатрии, стараясь привить студентам интерес к этой врачебной специальности. Оставшись в годы блокады в Ленинграде, не считаясь с состоянием своего здоровья и не щадя своих сил, не страшась опасностей, с которыми тогда было связано передвижение по городу Е. И. Воробьева не пропустила ни одной лекции или практического занятия со студентами. Е. И. Воробьева продолжала участвовать и в общественной работе, консультировать во многих военных госпиталях и в другихпсихиатрических больницах города.

Научно-исследовательская работа кафедры психиатрии в первый период Отечественной войны, естественно, должна была направиться на изучение того многообразия нарушений нервно-психической деятельности, которые стояли в связи с алиментарной дистрофией и авитаминозами. Этому вопросу с описанием различных типов психических изменений у дистрофиков посвящена была работа доц. Е. И. Воробьевой (1942 г.). Клинику и терапию психозов при алиментарно-авитаминозном истощении изучала дощ. Е. И. Воробьева и в других своих работах. Соотношение экзогенных и эндогенных факторов в клинике психозов истощения изучала Н. А. Дубровская. Протрагированные психозы истощения и другие особенности различных психозов истощения являлись темой работ К. М. Кандаратской. Изучением психических состояний при пеллагре, исследованием белков, холестерина и сахара крови при алиментарном истощении, анализом смертности психических больных за 1941 и 1942 гг. занималась А. М. Лукина. Аментивно-делириозный синдром при психозе истощения и аментивный синдром при «корешковых» отравлениях описаны Е. Н. Сороцкой. Клиника психических изменений при алиментарном истощении, главным образом с судебно-психиатрической их оценкой, изучалась и описана также проф. Н. И. Озерецким.

Во втором периоде Отечественной войны клиника занималась, главным образом, изучением психопатологических симптомокомплексов, часто возникающих в связи с гипертонией и гипотонией. Проф. Н. И. Озерецкий дал четкое описание различных клинических картин психических заболеваний, развившихся на почве гипертонической болезни. Он же уделял особое внимание судебно-психиатрическому значению как кратковременных, так и длительных психотических состояний у гипертоников и в связи с этим вопросу о вменяемости таких больных. Психопатологические симптомы, развивающиеся в связи с гипертонией и имеющие значительное отличие от клинических картин психозов при гипотании, изучались и продолжают изучаться (Н. И. Озерецкий, К. М. Кандаратская, А. М. Лукина).

Наблюдение над терапевтическим применением пенициллина при психических заболеваниях, как сифилитических, так и общеинфекционных, проводили Е. И. Воробьева, К. М. Кандаратская и А. М. Лукина. Было применено хирургическое лечение психозов по методу Мониса и проводились наблюдения над влиянием этого метода лечения на течение психозов, сопровождающихся стойким психомоторным возбуждением и не поддающихся наркотическим мероприятиям (Е. Н. Сороцкая и К. М. Кандаратская).

В представленном кратком очерке истории кафедры психиатрии I Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова можно уловить несколько сменяющих или как бы вырастающих друг из друга периодов. Период 1900—1915 гг. тесно связан с личностью и воззрениями акад. В. М. Бехтерева — основателя петербургской школы психиатров, основателя и первого руководителя кафедры психиатрии в Женском медицинском институте. Бехтерев особенно интересовался анатомией и физиологией мозга и прозорливо видел в них основы .развития неврологии и психиатрии, но считал в такой же мере необходимыми и экспериментально-психологические наблюдения.

Ученик акад. В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурский, видевший причину многих психических заболеваний в конфликте личности с социальной средой, является одним из основателей новой науки, научной характерологии или индивидуальной психологии, руководил кафедрой очень короткий срок (1915—1917 гг.). Он был одним из первых русских психиатров, изучавших конституцию (типы) человеческой личности.

Другой ученик акад. В. М. Бехтерева—з. д. н., проф. П. А. Останков, принимая концепции Крепелина о выделенных им нозологических единицах, вводит, кроме того, понятие о дегенеративной единице, связанной с определенным морфологическим типом и определенным складом характера, т. е. настаивает на необходимости биологической классификация психопатий, основанной на учете клинических наследственно-биологических факторов, телосложения и характера. В предложенной проф. П. А. Останковым классификации психических заболеваний к этиологическому, клиническому и анатомическому принципам классификации присоединяется - еще (принцип объединения общих патологических явлений, т. е. принцип патофизиологический.

Проф. Н. И. Озерецкий является представителем московской психиатрической школы. Исходя из изучения психопатологии детского возраста, он делит пограничные состояния на врожденные болезненные состояния и психопатии в узком смысле. Проф. Н. И. Озерецкий, предлагая крепелиновскую классификацию психопатий, подчеркивает необходимость исследования в этих случаях психомоторики.