Пособие "Основы общей и медицинской психологии" Часть 2

Часть 1, Часть 3

Тема занятия: Внимание как психический процесс

Цель занятия: Изучение психологических характеристик процесса внимания и методов его исследования.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие внимания.

2. Физиологическая основа внимания

3. Основные виды внимания.

4. Основные свойства внимания.

Понятие внимания

Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, восприятия, впечатления, знания человек получает при участии внимания в познавательных процессах. Оно дает возможность из ряда действующих на человека впечатлений выбрать какое-нибудь одно и сосредоточиться на нем с тем, чтобы представить его с максимальной ясностью и отчетливостью. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия.

Следует отметить, что внимание всегда подразумевает активность. Внимание – это активная селекция.

Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект.

Это сквозной процесс, придающий направленный, избирательный характер всей психической жизни. (Добрынин Н.Ф.) Т.о., внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда индивид направляет на что-либо свое внимание, то одновременно и сосредоточивается на этом, и наоборот.

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), являясь сквозным психическим процессом, и выполняет следующие функции:

1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Таким образом, внимание можно рассматривать:

· как процесс (сенсорное, перцептивное);

· как состояние (сосредоточенность);

· как свойство личности (наблюдательность).

Физиологическая основа внимания

Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют несколько стадий или уровней, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга.

Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Для того, чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Т.е. внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. В Н.С. одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие. Это основное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Т.о., важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским А.А.

Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей.

Доминанта является физиологической основой внимания.

Таким образом, внимание осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности.

Основные виды внимания

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер.

Виды внимания:

· произвольное – направленность в соответствии с задачей;

· непроизвольное – на новизну, резкость, контраст, значимость. Происходит из ориентировочного рефлекса.

· послепроизвольное – поглощение деятельностью, вхождение в нее и возникающий в связи с этим интерес (принцип доминанты).

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. В комплекс возникновения непроизвольного внимания входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя, что включает, прежде всего, силу (резкость) или интенсивность раздражителя. Так же немаловажное значение имеет контраст между раздражителями. Внимание привлекают впечатления, отличные от окружающего их фона. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. Иными словами, чем больше в объекте новизны, чем он сложнее и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Внимание привлекается всем, что более или менее соответствует имеющимся в его сознании представлениям или мыслям в настоящий момент.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Важную роль играют духовные потребности человека, его интересы и ожидания. Привлекает внимание все то, что интересует больше всего и что составляет сферу устойчивых интересов, в том числе и профессиональных. Следовательно, общая направленность личности, характер интересов и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

Четвертая группа. В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что вызывает эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, человек полностью сосредоточен на восприятии ее содержания и не обращает внимания на то, что происходит вокруг него.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В тоже время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, к которым относятся:

· избирательность

· концентрация

· объем

· распределение

· переключение

· устойчивость

Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия. Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным его избирательный характер.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Как правило, между распределением внимания и его интенсивностью существует обратное соотношение: чем большему числу предметов уделяется одновременно внимание, тем меньше его приходится на каждый отдельный предмет.

Способность к распределению внимания упражняема.

Следует отметить, что большая или меньшая способность распределять внимание имеет существенное значение для успехов в той или иной профессии. Одни занятия требуют большей распределяемости внимания, другие, напротив, могут удачно выполняться лицами и со слабой способностью к распределению.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключаемости.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность к переключению означает гибкость внимания, умение быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Переключаемость относится к числу тренируемых качеств

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания (по данным Ланге Н.) равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек. Эти случаи колебаний, по мнению многих исследователей, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому. Как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое.

Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, понятности, отношения к нему со стороны индивида – степени его интереса к данному материалу – и, наконец, индивидуальные особенности личности.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику внимания как психического явления.

2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.

3. Какие вы знаете виды внимания?

4. Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.

5. Что вы знаете о послепроизвольном внимании?

6. Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.

Тема занятия: Память как психический процесс

Цель занятия: Изучение психологических характеристик процесса ощущения, его место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Общая характеристика памяти.

2. Основные виды памяти.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4. Характеристики памяти.

5. Особенности мнестических процессов.

Общая характеристика памяти

Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Психическое развитие возможно потому, что человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечиваю­щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое.

Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Физиологической основой памяти является пластичность нерв­ной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

Виды памяти

Виды памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 6).

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по способу активности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала) — на кратковременную, долговременную и оперативную (рис.5).

- Двигательная (или моторная) памятьэто запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

- Эмоциональная памятьэто память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминаются со­бытия, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив­ные события быстро забываются.

- Образная памятьэто память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

- Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической

По способу запоминания память делят на непроизвольную и произвольную.

· Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни.

· Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла.

Эффективность произвольной памяти зависит:

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания.

Приемы заучивания:

- логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами

- образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память

- мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

· Механическое запоминаниеэто запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

· В отличие от этого, осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

Доказано, что эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко време­ни. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения ин­формации выделяют следующие виды памяти.

· Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

· Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Бла­годаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

В целом же кратковременная память име­ет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

· Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифмети­ческое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некото­рые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

· Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функциони­рование долговременной памяти. Вторичная, или долговременная память — длительное сохранение инфор­мации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после мно­гократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго от­ложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому крат­ковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с ря­дом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают послед­ние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Основные процессы и механизмы памяти

Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет по­нятие “память”.

I. Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации.

Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

II. Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений.

Помимо воспроизведения существует процесс узнавания. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформи­ровалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

III. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания про­цессов забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточ­но понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребно­стями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что отно­сится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хо­рошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не ин­тересует.

Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс за­бывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей сразу после заучива­ния. Это явление называют ретроактивным торможением.

Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы. Особенно важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия, — предметы, труд­ные для усвоения, ставить раньше, чем легкие.

Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.

В конце XIX в. Т.Рибо сформулировал закономерность (закон Рибо), согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности. Происходит утрата памяти на чувства и привычки. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а так­же сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей со­знания, эмоциональные травмы). Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомле­нии. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих зву­ков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Например: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Характеристики памяти

Память, как и любой другой познавательный психический про­цесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения.

Объем памятиэто важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость запоминания время, в течение которого человек способен запомнить оп­ределенный объем информации.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характери­стика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Особенности мнестических процессов

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси­холог Г. Эббингауз установил, что срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго.

В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края”).

Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.

В ходе опытов было установле­но, что забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об­щего числа первоначально выученного (рис.7).

Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, то через два месяца в памяти от него останется лишь ничтожно малая часть, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня пос­ле восприятия.

В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того –

Незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершен­ные.

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

  2. Дайте характеристику основным видам памяти.

  3. Охарактеризуйте основные виды запоминания.

  4. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?

  5. Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?

Тема занятия: Мышление как психический процесс

Цель занятия: Изучение психологических характеристик процесса мышления, его место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия

1. Понятие мышления.

2. Мышление как процесс.

3. Формы мышления.

4. Операции мышления.

5. Виды мышления.

Понятие мышления

Мышление – одна из наиболее важных способностей человека. Она удовлетворяет его потребности в знаниях о мире, о других людях, о самом себе, в ценностных ориентациях и общении с другими, в передаче опыта от одного поколения к другому. Благодаря мыслительному процессу возможно производство нового знания, прогнозирование и принятие решений, анализ и разрешение проблемных ситуаций, поиск новых способов существования и развития самого человека.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Мышление – высшая форма познавательной деятельности.

Сущностью мышления является установление связей и отношений между познаваемыми предметами и явлениями объективной реальности.

Причем, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. И это одна из главных особенностей, отличающих мышление от других познавательных процессов (опосредованность). Т.е. мышление носит опосредованный характер – познается то, что непосредственно в восприятии не дано. Другой особенностью мышления является обобщенность. Т.е. мышление носит знаковый характер и выражается словом. Материальной основой мышления является речь.

Мышление - это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при непосредственном участии речи.

Мышление как процесс

Фазы мыслительной деятельности.

Мышление – это процесс. Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Всякий мыслительный процесс по-своему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Мышление при этом имеет фазовый характер. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на решение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации, постановка проблемы. Оно может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Мыслить человек начинает, когда у него есть потребность что-то понять. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно и известно, а тогда когда что-то еще остается непонятным, неизвестным. Главным мотивом выдвижения проблемы является потребность познания.

Вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, заключение, суждение. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.

Фазы мыслительного процесса:

1. возникновение проблемы;

2. формирование гипотез относительно этой проблемы;

3. умственная проверка гипотез (сопоставление, сравнение и т.д.);

4. вывод, заключение.

Мыслительный процесс совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций.

По мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Совершающиеся при этом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

Следует различать мышление и интеллект. Интеллект – общая способность к познавательной деятельности, определяющая готовность человека к усвоению знаний, использованию опыта и т.д.

Формы мышления

Как процесс, мышление протекает в трех логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях (рис.8).

Понятие - опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово ("болезнь", "инфекция", "условный рефлекс" и т.п.). Каждый медик должен иметь твердые понятия о сущности таких явлений, как воспаление, регенерация, основные симптомы. Проверьте себя: можете ли вы дать определение этим понятиям?

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение - отражение связей между предметами и явлениями. Суждение "больному необходимо внимание" связывает понятия "больной" и "внимание", и утверждает необходимость внимания для больного. Во многих случаях суждения основываются на непосредственном опыте. Однако не все можно воспринимать непосредственно. Например, имея правильное суждение о том, какие звуковые явления соответствуют определенным изменениям в строении клапанов сердца, можно составить суждение о том, есть ли порок клапанов у больного, и, если есть, то какого вида этот порок.

Умозаключение - такая связь между суждениями, когда из исходных суждений мы получаем новые, не сводимые к предыдущим. Исходные суждения называют посылками. Вывод, получаемый из суждений, называется заключением. Конечное умозаключение будет правильным, если соблюдаются два условия: во-первых, должны быть правильными исходные данные (например, анализы крови, ЭКГ и т.п.), и, во-вторых, вывод в умозаключении (например, установление диагноза) надо делать в соответствии с определенными правилами - законами логики.

Логически правильное мышление необходимо медикам не только для установления верного диагноза и назначения адекватного лечения. Безошибочными должны быть и умозаключения при выборе щадящего, деонтологически обоснованного подхода к больному, основанного на знаниях о его личности, истории жизни и болезни.

Операции мышления

Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенными законами логики. Соответственно, рассматривая мышление как процесс, в структуре мышления можно выделить систему логических операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, составляя единую аналитико-синтетическую деятельность мышления. К ним относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию, классификацию (систематизацию).

Анализ – это мысленное разложение целого на части, расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Например, можно выделить отдельные системы органов в теле человека – это позволяет более детально изучить эти системы, процессы, выявить их свойства.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

Сравнение – мыслительная операция, позволяющая установить сходство или различие между предметами и явлениями.

Обобщение – мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их по общим и существенным признакам. Обобщение может опираться на разные признаки. Важное значение имеет обобщение, основанное на существенных признаках. Примером обобщения по несущественным признакам может быть следующая фраза: “Шли два студента и дождь, один – в университет, другой – в пальто, третий – в осенний вечер”. Обобщенность мышления, умение выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня развития мышления.

Абстрагирование - это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и отвлечение от несущественных. При абстрагировании выделенный признак рассматривается независимо от других признаков. Такое свойство, как, например, "упругость", присуще и ветке, и резине, и мышце, и многим другим предметам. Оно не существует отдельно от этих предметов, но абстрактное понятие – упругость – начинает существовать в нашем сознании отвлеченно. Научное определение "Болезнь – реакция организма на патогенное влияние среды, включающая в себя как явления полома, так и защитные механизмы" – построено на основе абстрагирования. Задача врача – разобраться в конкретной болезни конкретного пациента, поэтому, наряду с абстрагированием, всегда необходима конкретизация.

Конкретизация – переход к единичным предметам и явлениям со всеми их известными и важными особенностями.

Классификация (систематизация) – разделение объектов на группы и подгруппы в соответствии с определенными принципами, например, по сходству или различию. В зависимости от того, какой признак кладется в основу, классификации могут быть разные. Например, болезни можно классифицировать в соответствии с их этиологией или в соответствии с преимущественным поражением тех или иных органов. Примерами классификаций могут быть систематика животного мира Линнея, таблица Менделеева. При этом, знания об объектах объединяются и излагаются в определенном порядке: хронологическом, пространственном, логическом (на основе причинно-следственных связей).

Виды мышления

Различают несколько его уровней – видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.

Особенность наглядно-действенного мышления (оно еще называется предметно–действенное или ручное) заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с конкретными предметами. Наглядно-действенное мышление связано с работой, которую человек выполняет руками: что-то строит, прибивает, копает и т.п. Этот вид мышления является ведущим в психической организации деятельности у детей до 5-ти лет.

Наглядно-образное мышление в большей степени опирается на образы. Человеку не обязательно брать в руки предмет, достаточно отчетливо его видеть или представлять. Но так же, как и при наглядно-действенном мышлении, мыслительный процесс при наглядно-образном мышлении непосредственно связан с восприятием окружающей действительности, и без него осуществляться не может. В процессе наглядно-образного мышления человек сравнивает и анализирует зрительные представления - так решаются геометрические задачи, таким образом можно выбрать обои, представляя, как они будут сочетаться с мебелью или ковром на полу. Данный вид мышления представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.

С началом школьного обучения интенсивно развивается абстрактно-логическое или понятийное мышление.

Абстрактно-логическое мышление это такое мышление, пользуясь которым, человек в процессе решения обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Поиск решения задачи опирается на уже готовые знания, выраженные в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Неслучайно этот вид мышления называется еще понятийным. Этот вид мышления формируется к подростковому периоду. По данным Ж.Пиаже, примерно с 11-12 лет у ребенка формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека.

У взрослого человека (психическая норма) представлены все виды мыслительной деятельности. Однако, в зависимости от ряда факторов – например, рода деятельности, доминирует тот или иной вид мышления. Так вид наглядно-действенного мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Наглядно-образное мышление развито у тех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Абстрактно-логическое мышление превалирует у людей, в деятельности которых ведущая роль отводится отвлеченным понятиям, суждениям (это теоретики, математики, философы). В профессиональной деятельности врача важны все три вида мышления.

Следует отметить, что все перечисленные виды мышления человека выступают одновременно и как уровни его развития.

В последнее время принято выделять интуитивное и аналитическое мышление. Слово «интуиция» используется часто в двух различных значениях. В одних случаях говорят, что человек думает интуитивно, когда, работая долго над какой-то проблемой, он вдруг неожиданно находит решение, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что данный человек обладает хорошей интуицией, если он может быстро делать очень удачные предположения о том, какой из нескольких подходов к решению задачи окажется эффективным.

Аналитическое мышление характеризуется тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило, интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга. Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Интуиция означает акт схватывания структуры задачи или ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Однако правильность или ошибочность интуиции устанавливается, в конечном счете, не самой интуицией, а методом проверки. Но именно интуиция позволяет быстро выдвинуть гипотезу или выделить существенные особенности понятий до того, как становится известной их ценность.

Использование аналогий, различных эвристических приемов решения задач, не гарантирующих правильности решения, содействует развитию интуитивного мышления.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные характеристики мышления.

2. Охарактеризуйте основные виды мышления.

3. Расскажите о логических формах мышления.

4. Какие вы знаете мыслительные операции? Дайте характеристику каждой из них.

5. Опишите основные этапы развития мышления.

Тема занятия: Эмоциональная сфера

Цель занятия: Изучение психологических эмоциональных процессов, их место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия

1. Эмоции. Основные характеристики процесса.

2. Функции эмоций.

3. Теории возникновения эмоций.

4. Классификации эмоций.

5. Эмоциональные свойства.

6. Эмоции и чувства.

Эмоции. Основные характеристики процесса

Эмоции - это процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции выражают состояние индивида и его отношение к объекту.

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов. Они имеют определенные отличительные признаки, которые являются их характеристиками.

Характеристики эмоций.

1. Полярность.

Эмоции обычно отличаются положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Но следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

2. Энергетическая насыщенность.

С помощью эмоций человек способен к напряжению и разрядке – и в этом проявляется энергетика эмоций. Эмоции способны повышать активность, тонус человека и понижать. В связи с этим различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

3. Интегральность.

Эмоции охватывают весь организм и придают переживаниям окраску. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека. Так, например, индикаторами эмоционального состояния могут служить: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и т.п.

Функции эмоций

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только человеку. Прежде всего, к таким функциям следует отнести оценочную функцию эмоций, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Теории возникновения эмоций

Теория Кэннона – Барда. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Периферическая теория Джемса – Ланге. У. Джемс и, независимо от него Г.Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере (в том числе и в сфере непроизвольных актов), которые вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Суть своей теории Джеймс выразил следующей фразой: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся". Т.е. именно органические изменения, по этой теории являются первопричинами эмоций: сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Когнитивно-физиологическая теория Шехтера. С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название “когнитивно-физиологической”. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход П. В. Симонова был выражен в формуле:

Э = П(Ин - Ис)

Где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности;

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

Ис - существующая информация, т.е. сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны — это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.

Классификации эмоций

Большинство авторов, приводя ту или иную классификацию эмоций, отмечают четыре основных, фундаментальных эмоции человека: гнев, страх, печаль, радость.

К. Изард выделял следующие эмоции: удовольствие-неудовольствие, интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции – это сложные психические явления. К наиболее значимым принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

По длительности протекания выделяют эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства..

1. Эмоциональные реакции – непосредственное переживание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, кратковременны и обратимы и связаны с действующими обстоятельствами (реакция испуга в ответ на крик).

Аффект наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека, и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Возникновение аффекта связано с оценочными моментами, с личностным значением происходящего. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.

Для аффекта характерно сужение сознания, его фиксация на раздражителях, вызывающих аффект. Эти изменения сознания проявляются в концентрации на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, снижения полноты и точности ее отражения. Поэтому под влиянием аффекта человек часто совершает поступки, о которых в дальнейшем сожалеет, и которых не позволил бы себе в спокойном/обычном состоянии.

В состоянии аффекта происходит освобождение и проявление вовне автоматизмов, т.е. непроизвольных действий, имеющих стереотипный характер. Действия в состоянии аффекта беспорядочны, возникают, как следствие общего возбуждения. Своеобразие действий, совершенных под влиянием аффекта, заключается не в полной их бессознательности, а в том, что отсутствует достаточно ясное сознание цели действия, и затрудняется сознательный контроль за своим поведением. Происходит осознание лишь ближайшей, а не конечных целей, ослабление критики в отношении внешних воздействий, что находит свое выражение в нарушении целенаправленности поведения, его негибкости и непоследовательности.

Психологическое рассмотрение аффекта включает в себя анализ условий и факторов, которые способствуют возникновению этого состояния. К их числу относятся личностные и возрастные особенности человека, свойства его нервной системы, наличие аффектогенной ситуации, а также факторы, временно ослабляющие организм.

2. Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.

Настроениесамое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

3. Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека.

К ним относятся: реактивность, возбудимость и лабильность–ригидность.

Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, длительность протекания реакции (ответа).

Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального включения, т.е. скорость возникновения эмоции.

Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, смена одних эмоций другими. Ее противоположность – эмоциональная ригидность, т.е. вязкость, стойкость эмоций.

В основе эмоциональных свойств лежат особенности свойств нервной системы и темперамента человека.

Эмоции и чувства

В литературе широко используются два понятия: “чувства” и “эмоции”, которые следует отличать друг от друга. Эмоции – более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями обычно понимаются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Чувства – сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности.

В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:

1. Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического.

2. Интеллектуальные. Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства.

3. Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства.

4. Праксические. Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение как к результатам, так и к процессу труда.

К высшим проявлениям чувств многие авторы также относят страсть – еще один вид эмоциональных состояний, встречающийся только у человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что “Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели…”.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение эмоций.

2. Перечислите основные характеристики эмоций.

3. В чем заключаются функции эмоций?

4. В чем суть информационной теории эмоций П.В. Симонова?

5. Какие эмоциональные состояния вам известны?

6. В чем различаются эмоции и чувства?

Тема занятия: Волевая сфера

Цель занятия: Изучение волевых процессов, их место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Воля. Общая характеристика

2. Стадии волевого процесса

3. Волевые качества человека и их развитие

Воля. Общая характеристика

Любая деятельность человека сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля – это сквозной психический процесс, та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться.

В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия направлены на достижение поставленной цели. Именно осознанность действий характеризует волевое поведение.

Функции воли:

1) активизирующая (стимулирующая);

2) тормозящая.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе сознательной регуляции активности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевые действия различаются по своей сложности.

Простое волевое действие – побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

В основе сложных волевых действий лежит тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Стадии волевого процесса

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) осуществление принятого решения.

На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.

Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности, о которой пойдет речь в разделе “Личность”.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

Волевые качества человека и их развитие

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика возможностей человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большей мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

Таким образом, волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

К волевым качествам относятся, к примеру, целеустремленность, терпеливость, упорство, настойчивость, смелость, выдержка, решительность.

Выдержка и самообладание – умение сдерживать свои чувства и импульсивные действия, умение владеть собой и заставлять выполнять задуманное действие.

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Настойчивость – стремление человека в достижении поставленной цели в самых сложных условиях. Упрямство – руководство не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности.

Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Негативизм – немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Решительность – отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Импульсивность – торопливость в принятии решений, необдуманность поступков.

Последовательность – все поступки вытекают из единого принципа.

Воля формируется в ходе возрастного развития человека. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения. Первые желания очень неустойчивы. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер. В этом же возрасте впервые отмечается борьба мотивов. Например, дети 2 лет могут сделать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику воли как сознательного регулирования поведения.

2. Охарактеризуйте процесс волевого действия.

3. Что является физиологической основой воли?

4. Что относится к волевым качествам человека?