Учебная программа по курсу "Введение в специальность"




Цели и задачи курса

Цели курса:
  • формирование у студентов целостного представления о системе высшего медицинского образования;
  • обучение студентов приемам и навыкам успешного обучения в системе высшего образования.
Задачи курса:
  • формирование базовых знаний о системе высшего медицинского образования;
  • формирование адекватных ожиданий и представлений о профессиональной деятельности врача;
  • изучение факторов, влияющих на успешное обучение в ВУЗе;
  • развитие навыков эффективного обучения в ВУЗе

Темы лекций и семинаров

Лекции

  Лекция №1 Система высшего медицинского образования.
Основные составляющие системы высшего профессионального образования. Ступени высшего образования, сроки и формы его получения. Понятие «непрерывное медицинское образование». Лекционно-семинарская система организации образовательного процесса. Компетентностный подход в высшем образовании. Виды деятельности студентов: учебно-познавательная, научно-исследовательская, информационно-поисковая, профессионально-практическая,спортивно-оздоровительная, деятельность по интересам и др. Студенческое самоуправление. Знакомство с традициями и правилами СПбГМУ им. И.П. Павлова.

 Лекция №2 Требования, предъявляемые к студентам.
Болонский процесс и единое образовательное пространство Европы. Знакомство с Балльно-Рейтинговой Системой обучения. Методы оценки и формы контроля учебной деятельности студентов в Университете в условиях БРС. Стили обучения и факторы успешной учебной деятельности. Требования к самостоятельной работе студентов. Права, обязанности и социальная защита студентов. Пересдача зачетов и экзаменов, отчисление, академический отпуск, правила восстановления и переводов: положения и нормативные акты.

 Лекция №3 Образ врача – нравственные принципы профессии врача.
История взаимоотношений врача и пациента (Гиппократ, Парацельс и др.). Гиппократ – основоположник нравственных основ профессиональной деятельности врачей. Клятва Гиппократа. Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача. Личность врача – профессионально важные качества врача и профессиональное поведение. Примеры профессионального героизма среди врачей. Трудные вопросы медицинской этики: аборты, трансплантация органов, эвтаназия, общение с умирающим больным и др.

 Лекция №4 Современные перспективные направления медицинской науки.
Обзор новых направлений исследований в иммунологии, трансплантологии, биоинженерии, генетике, онкологии и др. Основные проблемы в биомедицинских исследованиях.

 Лекция №5 Фундаментальные проблемы медицины.
Взаимосвязь биологических и клинических дисциплин в подготовке врача. Теоретическая (фундаментальная) медицина и ее роль в развитии практических отраслей медицины. Медицинская наука и здравоохранение в России: современное состояние.

 Лекция №6 Здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии в обучении. Что такое здоровый образ жизни и как уберечься от эмоциональных, физических и психических перегрузок во время обучения в медицинском вузе. Физическая культура и здоровье. Необходимость физической активности и правильного питания в условиях интенсивных умственных нагрузок. Правила эффективного отдыха. Сон, правила повышения эффективности сна.


Семинары

Семинар №1 Память. Понятие памяти, ее виды. Законы памяти. Необходимость активного использования ресурсов памяти дл эффективного обучения в вузе. Упражнения для тренировки памяти. Мнемоника и мнемонические принципы.

Семинар №2 Память. Методы и приемы запоминания: Цицерона, свободных ассоциаций, карточек, кодирования чисел, локальной привязки (знакомого пути), пиктограмм, и др. Диета для памяти. Интеллект-карты, или карты памяти. Методики Тома Бьюзена.

Семинар №3 Тренировка внимания. Понятие внимания. Основные свойства внимания: концентрация, переключение, избирательность. Важность концентрации и переключения внимания в процессе учебной деятельности. Необходимость тренировки внимания. Упражнения: «полная тишина», «здесь и сейчас», «концентрация внимания на часах» и др. Методики концентрации внимания. Методы и упражнения для развития внимания.

Семинар №4 Конспектирование. Понятие конспекта. Конспектирование текста (при работе с письменным источником - книгой, статьей и т.д.). Виды конспектов: плановый, схематически плановый, текстуальный, тематический, свободный. Использование «Карт памяти». Конспектирование лекции, общие рекомендации. Рациональное конспектирование. Практические рекомендации.

Семинар №5 Тайм-менеджмент. Планирование времени и целеполагание. Понятие тайм-менеджмента. Понятие «Поглотители времени». Основные принципы планирования: регулярность, приоритетность, гибкость, реалистичность, письменный вид. Расстановка приоритетов. Принцип Парето. Понятие лени, творческая и нетворческая лень.

Семинар №6 Публичное выступление. Понятие риторики. Подготовка выступления. Цель выступления: что говорить, как говорить, кто говорит, кому говорить, зачем говорить, где говорить, когда говорить, сколько говорить. Структура выступления: вступление, основная часть, заключение.

Семинар №7 Самопрезентация и правила аргументации. Понятия аргументации и дискуссии. Правила убеждения. Категории аргументов для убеждения. Способы представления аргументов: одностороннее и двухстороннее сообщение. Модели воздействия на оппонента в процессе убеждения. Правила самопрезентации. Правила ведения спора. Правила оформления презентации.

Семинар №8 Построение карьеры. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Движущие мотивы карьеры. Управление деловой карьеры. Как я работаю, мои ценности, причины неудач в карьере. Варианты построения карьеры. Карьера врача за рубежом. Карьера врача в России.

Семинар №9 Синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Понятие о СЭВ. Распространенность и этиология СЭВ. Факторы, способствующие развитию СЭВ. Признаки СЭВ и их диагностика. Стадии развития, профилактика и лечение синдрома выгорания. Социальная адаптация первокурсника в ВУЗе.

Семинар № 10 Основы здорового образа жизни. Понятие здоровья. Необходимость контроля здоровья в условиях обучения в ВУЗе. Режим дня. Типы биоритмов: «сова» и «жаворонок». Сон, биоритмы сна. Правильное питание: общие правила. Вредные привычки. Кофе и шоколад - польза и вред. Ноотропные препараты. Алкоголь, стадии алкоголизма. Наркотики, стадии наркомании: нулевая, измененной реактивности, психической активности, физической зависимости, последствий хронической наркотизации.

Семинар №11 Библиотековедение. Библиотечный фонд университета. Обеспеченность учебной литературой. Работа с каталогами библиотеки. Электронный поиск, его алгоритм. Сроки и правила возвращения учебной, специальной и художественной литературы.

Семинар №12 Тестирование студентов.



Вопросы для самопроверки 



  • Какие существуют мнемотехнические приемы и в чем они заключаются? 
  • Какие мнемонические принципы вы знаете? 
  • Как эффективно использовать повторение материала? 
  • Что такое внимание? 
  • Какие Вы знаете основные свойства внимания? 
  • Почему внимание нужно тренировать? 
  • Какие Вы знаете упражнения для тренировки внимания? 
  • Что такое «конспект»? 
  • Какие бывают виды конспектов? 
  • Как используются карты памяти при конспектировании? 
  • Что такое рациональное конспектирование? 
  • Что такое управление временем? Какое отношение к этому понятию имеют наши жизненные цели? 
  • Что такое целеполагание и для чего оно нужно? Приведите конкретный пример. 
  • В чем суть проактивного и реактивного подходов к жизни? Как узнать, какой подход у конкретного человека? 
  • В чем суть подхода «Управление собой, как корпорацией»? 
  • Что называется поглотителями времени в тайм-менеджменте? 
  • В чем основная идея хронометража времени? 
  • Назовите основные правила эффективного планирования дня? 
  • В чем заключается смысл расстановки приоритетов? 
  • В чем основная идея принципа Парето? 
  • Что такое творческая лень? Она полезна или является недостатком? 
  • Что такое «риторика» и зачем она нужна в повседневной жизни? 
  • На какие вопросы нужно ответить прежде, чем готовить выступление? 
  • Что такое «тезис выступления» и для чего он нужен? 
  • Что нужно помнить, чтобы правильно раскрыть тему выступления? 
  • Какие компоненты выступления выделял французский социолог Г. Лебон? 
  • Для чего нужно вступление и какое время ему должно быть отведено? 
  • Назовите 3 способа упорядочивания и 2 способа структурирования. 
  • Для чего нужно заключение в выступлении? 
  • Перечислите компоненты, которые нужно учесть в заключении. 
  • Какова главная задача основной части? 
  • Дайте понятие аргументации, какие вы знаете черты, характерные для аргументации? 
  • Перечислите правила убеждения, которые вы знаете. 
  • Какие вы знаете модели воздействия на оппонента в процессе убеждения? 
  • Перечислите принципы убеждающего воздействия. 
  • Дайте определение самопрезентации, Какие вы знаете приемы для создания благоприятного впечатления? 
  • Дайте определение понятия спор, Какие правила ведения спора вы знаете? 
  • В чем заключается смысл «Сократовского диалога»? 
  • Какие правила шрифтового оформления презентации вы знаете? 
  • Какое оптимальное количество цветов должно быть использовано в презентации? 
  • Какое количество значимых объектов может быть расположено на одной полосе? Обоснуйте свой ответ. 
  • Что такое карьера? 
  • Какие этапы построения карьеры вы можете назвать? 
  • Какие мотивы существуют в построении карьеры? 
  • Почему построением карьеры необходимо заниматься с первого курса университета? 
  • Расскажите об особенностях обучения в медицинском вузе за рубежом. 
  • Особенности карьеры врача в России. 
  • Дайте определение понятию «синдром эмоционального выгорания». 
  • Для какой категории лиц наиболее характерно развитие СЭВ? 
  • Каковы наиболее значимые факторы, предрасполагающие к развитию СЭВ? 
  • Какие жалобы предъявляют лица с СЭВ? 
  • Назовите ключевые признаки СЭВ? Назовите 5 групп ключевых симптомов СЭВ. 
  • Назовите и охарактеризуйте стадии СЭВ? 
  • Каковы основные меры профилактики и лечения СЭВ? 
  • Дайте определение понятию социальной адаптации. 
  • Назовите стадии адаптации в социальной среде 
  • Как лучше адаптироваться к обучению в вузе? 
  • Какой режим дня можно считать правильным? 
  • Что значит «здоровое питание»? 
  • Назовите общие правила правильного питания. 
  • Что из привычного может стать вредной привычкой? 
  • Компьютерный поиск книги, опишите алгоритм. 



Список литературы, использованной для составления курса


  1.  Костромин В.А. Самоучитель Linux для пользователя. — СПб.:БХВ–Петербург, 2003. — 672 с. 
  2.  Костромин В.А. OpenOffice.org – открытый офис для Linux и Windows. - СПб.: БХВ–Петербург, 2002. — 546 с. 
  3.  «Культура русской речи. Энциклопедический словарь» справочник / Под общим руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М.: Флинта, Наука, 2003. 
  4.  Лебланк Ди-Анн. Linux для «чайников» (Linux for dummies):[для сомневающихся от установки и настройки до работы с сетью и подключения к Internet]/ Ди-Анн Лебланк: Пер. с англ. Н.Н. Селиной. — М.: Диалектика, 2006. — 333 с. 
  5.  Мельникова С.В. Деовая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106с. 
  6.  Поварнин С.И., Искусство спора. О теории и практике спора (Мир вокруг нас). –Терра-Книжный Клуб. М. 2009. 
  7.  Смирнов А.Н., Пирогов А.Н., Новые возможности 3D- моделирования в ЦФС PHOTOMOD. Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации, №2, 2009. 
  8.  Уолтон Д. Аргументы ad hominem / Пер. с англ. Н. Я. Мазлумяновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 
  9.  Lancham R. A handlist of rhetorical of terms. Berkeley and Los Angeles: University of California press, 1968. 
  10.  Виноградов П.А. Физкультура и здоровый образ жизни. Москва.1990 г. 
  11.  Энтин Г.М. Когда человек сам себе враг. Знание. 2003 г. 
  12.  Куракина Л.М. Сигарета и молодежь. СПб.1997 г. 
  13.  Жолдак В.И. Что мы думаем о здоровье? Известия. 2005 г. 
  14.  Колесникова Н.И. «От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи».-М.:Флинта: Наука, 2002.-288с. 
  15.  Минько Э. «Ускоренное конспектирование и чтение», Питер, С-Пб, 2003 г. 
  16.  Штернберг Л.Ф., Скоростное конспектирование, М.,1988 г. 
  17.  Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., МГУ, 1976. 
  18.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999. 
  19.  Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 
  20.  Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: В. Секачев, 2006. 
  21.  Истомина З. М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. 
  22.  Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. 
  23.  Ляудис Н. В. Внимание в процессе развития. – М.: Вла-дос, 1991. 
  24.  Мальцева К. П. Развитие внимания школьника. – М.: АПН, 1996. 
  25.  «Тайм-менеджмент»- под редакцией Г.А.Архангельского. Москва 2011 г. 
  26.  «Управляй своим временем и удвой результаты» - Б.Трейси. Москва 2008 г. 
  27.  «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы»- Г.А.Архангельский. Питер 2006 г. 
  28.  «Механизмы времени. Тайм-менеджмент: практикум» Ю.Л.Васильченко. Киев 2001 г. 
  29.  «Управление временем»- Кноблаух Й.,Велтье Х. Москва 2008 г. 
  30.  Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - М.: Олма-Пресс, 2003 
  31.  Почебут Л. Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005 
  32.  Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. СПб.; М.: прайм-Еврознак, 2002 
  33.  Гандапас Р. Камасутра для оратора.-- ЗАО «Олимп-Бизнес»; Москва; 2005 
  34.  Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 880 с. 
  35.  Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с. 
  36.  Климов Е.А. Психология профессионала. -М., 2006. 
  37.  Николсон Н. Развитие карьеры в организации: проблемы и опыт передовых компаний Запада. Управление персоналом. //Проблемы теории и практики управления. Вып. 9, 2005. 
  38.  Поляков В. А. “Технология карьеры. Практическое руководство” : - М.: “Наука” 1989 
  39.  Цветаев В. М. “Управление персоналом” : -С-П.: “ПИТЕР” 2000. 
  40.  Гончар Д. Р. Устный счет и память. Донецк, 1998 г. 
  41.  Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979 г. 
  42.  Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение. Как научиться читать быстрее. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 
  43.  Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193-207. 

Comments