Требования
учебной дисциплины
для студентов
-
Каждое пропущенное
занятие, независимо
от причин пропуска,
отрабатывается
в дни, отведенные
расписанием
отработок
пропущенных
занятий.
-
Студенты,
имеющие 3 (не
более) пропуска
занятий, должны
отрабатывать
пропущенные
темы в дни
отработок.
-
Студенты,
пропустившие
4 и более занятий
по психологии,
к дальнейшим
занятиям не
допускаются
и, по согласованию
с деканом и
заведующим
учебной частью,
должны пройти
повторный цикл
занятий.
-
Студенты
не должны опаздывать
на занятия.
Опоздавшие
к занятию не
допускаются
и должны отрабатывать
занятие как
пропущенное.
-
Студенты,
не подготовленные
к занятию,
отрабатывают
занятие как
пропущенное.
-
Студенты
должны посетить
все лекции по
психологии.
Пропустившие
менее половины
лекций отрабатывают
пропущенные
лекции преподавателю
с предоставлением
конспекта
лекций. Пропустившие
более 2/3 лекций
отрабатывают
все лекции с
предоставлением
конспекта.
Требования
для получения
зачета по курсу
психологии.
Аудиторная
работа:
-
Посещение
лекций и семинарских
занятий без
пропусков.
-
Наличие всех
конспектов
лекций и семинарских
занятий.
-
Прохождение
проверочного
теста (промежуточный
тест-контроль
знаний).
-
Активное
участие в обсуждении
тем, дискуссиях,
ролевых играх,
выполнение
тестовых заданий,
упражнений.
Самостоятельная
работа (виды):
-
Подготовка
и выступление
с докладом/презентацией
по теме, согласованной
с преподавателем
(план, список
литературы,
методические
рекомендации
у преподавателя).
-
Написание
реферата по
темам, согласованным
с преподавателем
(с учетом методических
рекомендаций
к структуре
и соблюдением
правил написания).
-
Заполнение
рабочей тетради
по психическим
процессам
(методич. рекомендации
у преподавателя);
выполнение
контрольных
заданий по
пройденной
теме.
-
Конспектирование
оригинальных
научных работ,
выступлений,
теоретических
положений и
научных трудов
известных
ученых, основоположников
в данной области
(по данной теме).
Положение о балльно-рейтинговой
системе (БРС) оценки
усвоения курса психологии студентами
ГОУ ВПО
«Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет им. акад. И.П.Павлова
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»
с учетом
положений Болонской декларации
Задачи курса:
Стратегической
задачей курса психологии должно
стать формирование у студентов
представления о человеке как
о высшей ценности и на этой основе
холистического отношения к нему, в том
числе пациенту, его родственникам, своим
коллегам, в целом – к личности любого
другого человека.
В
результате изучения дисциплины студенты
должны знать и понимать:
- значение
психологических знаний в работе с больными
людьми;
- основные
психические процессы, их роль в жизнедеятельности
человека;
- особенности
личности и степень их возможного влияния
на межличностное взаимодействие, на развитие
и течение болезни;
- психологические
механизмы и закономерности развития
личности, кризисы развития;
- принципы
психологической диагностики и возможности
психологического тестирования;
В
результате изучения дисциплины студенты
должны уметь:
- анализировать
психологические особенности человека;
- строить эффективное
общение и комплаентные взаимоотношения
с пациентами с учетом их психологических
особенностей.
Продолжительность
курса: Преподавание курса психологии
осуществляется в течение двух семестров
(III-IV) на 2 курсе лечебного факультета,
факультета спортивной медицины и на 1
курсе (I-II) стоматологического факультета.
Курс
представляет собой последовательное
прохождение 2 дисциплин: «Общая психология
и педагогика» и «Социальная
и медицинская психология».
.
Форма контроля: После прохождения
каждой дисциплины в конце каждого семестра
– зачет.
Организация учебного
процесса с балльно-рейтинговой
системой
оценки усвоения
дисциплин студентами.
Для удобства
подсчета баллов и эффективной проверки
знаний студентов в свете новых
требований к учебному процессу преподавание
дисциплины «Общая
психология и педагогика» нами разделено
на 3 тематических раздела (модуля), взаимосвязанных
между собой:
1-й модуль
«Основы общей психологии и педагогики»;
2-й модуль
«Психические процессы»;
3-й модуль
«Психология личности».
Преподавание
дисциплины «Медицинская
и социальная психология» также разделено
на 2 взаимосвязанных между собой тематических
раздела (модуля):
4-й модуль
«Социальная психология»;
5-й модуль
«Медицинская психология».
Требования
к студенту:
- Студент должен
активно работать в течение прохождения
всего модуля, тогда он сможет получить
1 балл за активность.
- В процессе
прохождения каждого модуля студент должен
подготовить: 1 доклад (1Д) + 2-3 индивидуальных
домашних задания (ИДЗ), которые также
оцениваются в баллах.
- Доклад относится
к аудиторной практической работе
студента. Преподаватель оценивает выступление
+ презентацию и вносит баллы (0-4б) в индивидуальный
рейтинговый лист студента, а также в журнал.
- Индивидуальные
домашние задания относятся к самостоятельной
работе студента. Преподаватель оценивает
работу студента и вносит баллы в его индивидуальный
рейтинговый лист, а также в журнал.
- Если студент
претендует на автоматическое
получение зачета или хочет повысить
свои баллы в итоговом рейтинге, он может
выполнить дополнительные виды СРС, которые
предлагаются в рамках дисциплины
(см. таблицы и приложение 3).
- ИДЗ проверяются
преподавателем и обсуждаются индивидуально
со студентом в специально отведенное
время – в консультативные
часы преподавателя.
- Для удобства
оценивания качества и уровня выполнения
докладов, рефератов и др. видов учебной
деятельности студента разработаны
критерии оценки.
Формы промежуточного
и итогового контроля:
- На каждом
семинарском занятии проводится
блиц-опрос знаний (Б) в виде короткого
теста или контрольной работы,
оценки (0-1б) выставляются в журнал и индивидуальный
рейтинговый лист студента.
- После прохождения
каждого модуля проводится промежуточный
контроль знаний в виде теста, состоящего
из 25-30 вопросов с 3-4 вариантами ответов
(ТК).
- Результаты
промежуточных проверочных тестов позволят
проверить и оценить теоретическую
подготовку студента (знание лекционного
материала и семинарских тем). Оценки в
баллах заносятся в учебный журнал, а также
в индивидуальный рейтинговый лист студентов
(см. приложение 4).
- Основанием
для допуска к зачету является набор студентом
не менее 30 баллов в процессе обучения
по дисциплине.
- Студент,
который выполнил весь объем учебной работы
в семестре и набрал 60 баллов, может претендовать
на автоматический зачет, если выполнит
дополнительные виды СРС (+20 баллов).
- Студент,
получивший на зачете менее 11 баллов, направляется
на пересдачу зачета.
- Зачет
по дисциплине проводится в конце семестра
и включает в себя 2 вопроса:
1 вопрос
– теоретический материал (до 20 баллов);
2 вопрос
– ситуационная задача (до 20 баллов).
Другие виды деятельности
студента:
Другие
виды деятельности включают в себя участие
студента в работе СНО, НИРС, ИУРС, посещение
элективов, выступление с докладами на
студенческих конференциях и др. (до 10
баллов).
- Посещение
заседаний СНО (без подготовки докладов,
50% посещаемости) – до 3 баллов
- Выступление
с докладом на заседании СНО – до 5 баллов
- Посещение
электива – до 7 баллов
- Публикации
в сборниках студенческих научных работ
– до 7 баллов
- Выступление
с докладами от кафедры на внешних конференциях-
до 7 баллов
- Активное
участие в НИРС и УИРС – до 10 баллов.
Итоговый
Рейтинг
Определяется
суммой набранных баллов по всем видам
деятельности: теоретическая, практическая
и самостоятельная работа, а также другие
виды деятельности + оценка на зачете.
Таблица
2
Оценка |
Итоговый
рейтинг |
«Превосходно» |
91-100 |
«Отлично»
|
85-90 |
«Хорошо»
|
71-84 |
«Удовлетворительно»
|
41-70 |
«Неудовлетворительно»
|
40 и менее
баллов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Модуль
1 «Психические процессы»
Всего:
5 семинарских занятий Таблица
4
Виды
работ |
ТП |
ПП |
СРС |
ДВД |
Кол-во
баллов
Min/max |
Блиц-опрос |
5+ |
|
|
|
0/5 |
Промежуточный
тестовый контроль (ТК) |
1+ |
|
|
|
0/5 |
Доклад |
|
1+ |
|
|
0/4 |
Активность
на занятии |
|
+ |
|
|
0/1 |
ИДЗ:
1.Составление
психологического
заключения
2.Выполнение
заданий рабочей
тетради
3.
Составление кроссвордов |
|
|
1+
1+
1+ |
|
0/4
0/3
0/3 |
Дополнительные
виды СРС:
1.
Рецензия статьи
2.Конспектир-е
научного источника
3.Составление
портфолио
|
|
|
+ |
|
0/10
|
Всего |
|
|
|
|
0/35 |
Оценка
блиц теста: 0 – 0,5
– 1 баллов
Min – 0 баллов
за каждый блиц-тест
Max – 1 балл
за каждый блиц-тест
Оценка
промежуточного теста:
зачет/ не зачет (0/5)
0 б –
не зачет, если выполнено менее 60%
теста;
5 б – зачет,
если выполнено больше 60% теста.
Оценка
ИДЗ:
- Заполнение
рабочей тетради, составление
кроссворда:
0 б –
задание не выполнено;
3 б –
задание выполнено без ошибок.
- Написание
психологического заключения
по результатам тестов:
0 б –
задание не выполнено;
2 б –
задание выполнено не в полном
объеме, допущены ошибки или неточности
в обработке данных, есть замечания к интерпретации;
4 б –
задание выполнено в полном
объеме, на высоком уровне, без
замечаний.
Основанием
для допуска
к зачету является
набор студентом
не менее 30 % баллов
в процессе
обучения по
дисциплине.
ЗАЧЕТ
- 2 вопроса:
-
ВОПРОС по
материалам
ЛЕКЦИЙ (20 баллов).
-
ВОПРОС по
темам СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ (20
баллов).
Критерии
оценки ответов на
теоретические вопросы
билета и решения
ситуационных задач.
Характеристика
ответа на зачете (1 вопрос) |
Баллы |
Оценка |
Студент
демонстрирует системность и
глубину знаний, в том числе
полученных при изучении основной и
дополнительной литературы; точно
и полно использует научную терминологию,
умеет объяснить происхождение термина,
дать исчерпывающее определение; использует
в своём ответе знания, полученные при
изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом
дисциплины; стилистически грамотно, логически
правильно излагает ответы на вопросы;
дает исчерпывающие ответы на дополнительные
вопросы преподавателя по темам, предусмотренным
учебной программой.
|
20
баллов
|
5 (5+) |
Студент
демонстрирует системность и
глубину знаний по предмету, в том
числе полученных при изучении основной
и дополнительной литературы; точно использует
научную терминологию; владеет тезаурусом
дисциплины; умеет стилистически правильно
излагать материал, обосновывает и аргументирует
свой ответ; правильно отвечает на дополнительные
вопросы преподавателя по темам, предусмотренным
учебной программой, смежным с вопросами
билета.
|
19-18
баллов |
5 |
Студент
демонстрирует системность и
глубину знаний в объеме учебной
программы; владеет необходимой
для ответа терминологией; могут быть допущены
недочеты в определении понятий, исправленные
студентом самостоятельно в процессе
ответа;
логически
правильно строит ответ на вопросы,
умеет грамотно анализировать, делает
обоснованные выводы; правильно отвечает
на дополнительные вопросы преподавателя
по теме вопросов экзаменационного билета.
|
17-16
баллов |
4 (4+) |
Студент
демонстрирует достаточную полноту
знаний в объёме учебной программы,
при наличии лишь несущественных
неточностей в изложении содержания
основных и дополнительных ответов;
владеет необходимой для ответа терминологией,
недостаточно полно раскрывает вопросы
билета; умеет анализировать психологические
явления и факты, но не всегда делает обоснованные
выводы; допускает незначительные ошибки,
но исправляется при наводящих вопросах
преподавателя. |
15-14
баллов |
4 |
Студент
демонстрирует достаточные, но несколько
поверхностные знания в рамках учебной
программы, ответ логически правильно
построен, однако в нём допущены
некоторые огрехи и неточности,
которые легко исправляются самим
студентом; владеет необходимой научной
терминологией; анализирует факты, допуская
ряд незначительных ошибок; при наводящих
вопросах в достаточной степени раскрывает
вопросы билета.
|
13-12
баллов |
4 (4-) |
Студент
демонстрирует недостаточно последовательные
знания по вопросам учебной программы;
использует научную терминологию, но могут
быть допущены 1–2 ошибки в определении
основных понятий, которые студент затрудняется
исправить самостоятельно; способен самостоятельно,
но неглубоко анализировать материал,
при наводящих вопросах раскрывает
вопросы билета.
|
11-10
баллов |
3 (3+) |
Студент
демонстрирует неглубокие, неполные
знания по вопросам в рамках учебной
программы; неточно использует научную
терминологию; слабо владеет тезаурусом
дисциплины; дает недостаточно последовательный
ответ, допускает ошибки, которые не может
самостоятельно исправить.
|
9-8
баллов |
3 |
Студент
демонстрирует поверхностные знания
по заданным вопросам в рамках учебной
программы; усвоил только часть научной
терминологии; не умеет анализировать
материал; в большинстве случаев неточные
ответы, допускает существенные ошибки
в раскрытии понятия, показывает слабое
понимание существующих закономерностей;
испытывает трудности при исправлении
ошибок, отсутствуют выводы.
|
7-6
баллов |
3 (3-) |
Студент
демонстрирует крайне фрагментарные
знания в рамках учебной программы; не
осознает связь данного понятия, теории,
явления с другими объектами дисциплины;
не владеет минимально необходимой терминологией;
допускает грубые логические ошибки, отвечая
на вопросы преподавателя, которые не
может исправить самостоятельно.
|
5-4
балла |
2 |
Студент
демонстрирует отсутствие знаний; не
ответил или отказался отвечать
на вопросы билета; не выполнил ни
одного практического задания.
|
3-2
балла |
2- |
Критерии
оценки доклада |
Баллы
|
Доклад
создан с использованием компьютерных
технологий (презентация Power Point, Flash–презентация,
видео-презентация и др.) Использованы
дополнительные источники информации.
Содержание заданной темы раскрыто в полном
объеме. Отражена структура доклада (вступление,
основная часть, заключение, присутствуют
выводы и примеры). Оформление работы.
Оригинальность выполнения (работа
сделана самостоятельно, представлена
впервые).
|
4 |
1.Доклад
создан с использованием компьютерных
технологий (презентация Power Point, Flash–презентация,
видео-презентация и др.) Содержание
доклада включает в себя информацию из
основных источников (методическое пособие),
дополнительные источники информации
не использовались. Содержание заданной
темы раскрыто не в полном объеме. Структура
доклада сохранена (вступление, основная
часть, заключение, присутствуют выводы
и примеры).
2.Доклад
сделан устно, без использования
компьютерных технологий. Использованы
дополнительные источники информации.
Содержание заданной темы раскрыто
в полном объеме. Отражена структура доклада
(вступление, основная часть, заключение,
присутствуют выводы и примеры).
|
3 |
Доклад
сделан устно, без использования
компьютерных технологий. Содержание
доклада ограничено информацией
только из методического пособия.. Содержание
заданной темы раскрыто не в полном объеме.
Отсутствуют выводы и примеры. Оригинальность
выполнения низкая.
|
2 |
Доклад
сделан устно, без использования
компьютерных технологий и других наглядных
материалов. Содержание ограничено информацией
только из методического пособия. Заданная
тема доклада не раскрыта, основная мысль
сообщения не передана.
|
1 |
Итоговый
рейтинг (возможный)
|
0/4 |
Зав. кафедрой
психиатрии,
профессор
Н.Г. Незнанов
Зав. учебной
частью,
доцент
К.К.
Телия
Зав. курсом
психологии,
доцент
Е.Р.
Исаева