Учебная программа по общей психологии
и педагогике
Психология
как наука. Определение. Основные
этапы развития психологии: - античность,
средневековье, эпоха возрождения,
новое время. Современное состояние науки.
Развитие психологии в России: Сеченов
И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.
Предмет
психологии. Место психологии среди
других наук: философских, естественнонаучных,
социальных. Отрасли психологии: детская,
социальная, педагогическая, инженерная,
медицинская, юридическая и т.д.
Понятие
о психике. Структура психики человека:
психические процессы, психические состояния,
психические свойства личности. Основные
методы психологических исследований:
субъективные, объективные, моделирование.
Этапы развития психики: раздражимость,
чувствительность, поведение.
Основные
направления в
психологии. Психодинамическое направление,
основные теоретические положения. Представители
направления: З.Фрейд, А.Фрейд. Бихевиоризм,
основные теоретические положения. Представители
направления: Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бек.
Гуманистическая психология, основные
теоретические положения. Представители
направления: К.Роджерс, А.Маслоу.
Ощущение
как психический
процесс.Понятие. Физиологическая основа
ощущений (строение анализатора).Условия
возникновения ощущений. Классификация
ощущений: по основным модальностям ( зрение,
слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения),
по Шеррингтону. Основные свойства ощущений.
Абсолютный и дифференциальный пороги
чувствительности. Понятие сенсорной
адаптации. Сенсорная депривация. Сенсорная
сенсибилизация.
Восприятие
как психический
процесс. Понятие. Связь и отличие с
процессом ощущения. Фазы восприятия (формирование
перцептивного образа) – от обнаружения
до опознания объекта. Виды восприятия:
по модальности, по форме существования
материи. Основные свойства восприятия.
Внимание
как психический
процесс. Понятие. Физиологическая основа
внимания. Виды внимания: произвольное,
непроизвольное, послепроизвольное. Основные
свойства внимания: устойчивость, избирательность,
концентрация, объем, распределение, переключение.
Память
как психический
процесс. Понятие. Физиологическая
основа памяти. Классификация памяти по
характеру психической активности: двигательная,
эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Классификация памяти по способу запоминания:
произвольная, непроизвольная, механическая,
осмысленная. Классификация памяти по
времени сохранения материала: сенсорная,
кратковременная, оперативная, долговременная.
Мнемические процессы: запоминание, воспроизведение,
узнавание, забывание. Закон Рибо. Закон
забывания Эббингауза. Эффект Зейгарник.
Факторы способствующие забыванию и запоминанию.
Мнемотехники.
Мышление
как психический
процесс. Понятие мыслительного процесса.
Физиологическая основа мышления. Фазы
мыслительной деятельности. Виды мышления:
наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое. Формы мышления:
понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация. Речь как психический процесс.
Эмоции. Понятие. Характеристики эмоций:
полярность, энергетическая насыщенность,
интегральность. Функции эмоций. Эмоции
и чувства. Классификация: эм. реакции,
эм. состояния, эм. свойства. Теории возникновения
эмоций: Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда,
К. Изарда, В.П. Симонова.
Воля
как психический
процесс. Понятие . Общие характеристики
воли. Функции воли: активизирующая, тормозящая.
Стадии волевого процесса. Волевые качества
человека и их развитие: выдержка и самообладание,
целеустремленность, настойчивость, инициативность,
самостоятельность, решительность, последовательность.
Темперамент.
Понятия экстраверсии, интроверсии, нейротизма.
Темперамент
как интегративное психическое
образование нейродинамических
и психодинамических свойств. Нейродинамические
свойства темперамента: сила-слабость,подвжность-инертность,
уравновешенность –неуравновешенность
и другие . Психодинамические свойства
темперамента :активность, реактивность,
сензитивность, темп,пластичность, ригидность,
экстраверсии, интроверсии. Темперамент
как психическая подсруктура личности.
Основные компоненты и свойства темперамента.
Жизненное
предназначение темперамента: активизация
психической деятельности, координация
адаптивных отношений организма
с физической и социальной средой
(концепция «добротности приспособления
»Чеса и Томаса), адаптация к профессиональной
деятельности (формирование индивидуального
стиля деятельности ).
Конституциональные
теории темперамента. Исторические
пододы к пониманию темперамента: гуморальная
типология Гиппокрапа-Галена, конституциональные
типологии Кречмера и Шелдона. Роль работ
И.П. Павлова для физиологического
обоснования традиционно выделяемых типов
темперамента (сангвиник, холерик,флегматик,меланхолик).
Задатки
и способности,
понятия их взаимоотношения, классификация
способностей: актуальные, потенциальные,
общие , теоретические, учебные. Одаренность,
талант, гениальность. Природа человеческих
способностей, развитие способностей,
признаки способностей.
Понятие
о человеке-
индивиде. Индивид – человек как представитель
биологического вида. Признаки: пол, возраст,
этничность, конституциональные особенности.
Понятие
человека – личности. Определение.
Этапы социализации личности. Личность
- как исполнитель социальных ролей,
носитель общественных функций. Личностная
идентичность человека в связи с семейными,
профессиональными и другими социальными
ролями. Личностная самореализация человека.
Представление о структуре личности. Теории
личности.
Понятие
о человеке - индивидуальности.
Определение. Основные признаки индивидуальности:
единичность, неповторимость, оригинальность,
уникальность, самоидентичность. Индивидуальная
картина мира и Я- концепция. Стиль поведения
и деятельности. Характер как проекция
индивидуальных отношений и субъектных
установок.
Характер.
Определение понятия характер, как
психического свойства личности, определяющее
линию поведения человека и выражающегося
в его отношениях к окружающему миру, другим
людям, самому себе. Проявление характера
как устойчивых черт личности по отношению:
к окружающему миру (людям), к деятельности
(работе), к самому себе( самооценка личности).Волевые
черты характера, эмоциональные, интеллектуальные.
Уровень притязаний личности, как
качественная характеристика личности.
Акцентуация
характера. Определение понятия
характер, как психического свойства личности,
определяющее линию поведения человека
и выражающегося в его отношениях к окружающему
миру, другим людям, самому себе. Определение
акцентуации характера по А.Е. Личко. Явная
и скрытая акцентуации. Истероидный
и эпилептоидный типы акцентуаций.
Характеристики истероидных черт акцентуации,
эпилептоидных черт, есть ли сходство
и различия между данными акцентуациями
характера. Гипертимный и циклоидный
типы акцентуаций, есть ли сходство и различия
между данными акцентуациями характера.
Шизоидный и сенситивный виды акцентуаций,
есть ли сходство и различия между данными
акцентуациями характера.
Направленность
личности. Мотивация как побудительная
сила личности. Виды потребностей и мотивов.
Виды направленности личности. Я-концепция
личности, понятие самооценки и уровня
притязаний.
Тематический
план лекционного курса и курса семинарских и практических
занятий: Темы лекционного курса: |
| 1) История психологии 2) Динамическое направление в психологии 3) Поведенческое направление в психологии 4) Гуманистическое направление в психологии 5) Жизненный цикл человека. |
| Темы курса семинарских и практических занятий:
| |
Занятие 1. Психология как наука. Познавательные
психические процессы: ощущения.
Предмет и задачи
психологии. Основные методы психологических
исследований. Психика как форма отражения
объективного мира. Структура психики
человека, основные психические процессы,
их функции. Психика и сознание.
Познавательные
психические процессы: ощущения.
Психологические
характеристики процесса ощущения. Классификация
видов ощущений. Условия возникновения
ощущений. Анализатор. Абсолютная и относительная
чувствительность. Пороги чувствительности.
Понятие о сенсорной адаптации и сенсибилизации |
06.09.10 -11.09.10 |
Занятие 2. Восприятие. Внимание.
Виды
и свойства восприятия. Восприятие
как процесс формирования субъективного
образа. Индивидуальные различия восприятия.
Сенсорные системы. Иллюзии восприятия.
Самодиагностика. Роль процесса восприятия
в лечебной деятельности Физиологические
механизмы внимания. Виды внимания: произвольное,
непроизвольное и послепроизвольное
основные характеристики. Свойства внимания.
Роль внимания в лечебно-диагностическом
процессе. Методы изучения внимания (корректурная
проба, таблица Крепелина). Самодиагностика.
Методы
тренировки произвольного внимания.
Способы привлечения внимания.
Психотехнические игры по развитию внимания. |
13.09.10 -18.09.10
|
Занятие 3. Память.
Основные
виды памяти. Общая характеристика
процессов памяти: запоминание, сохранение
и воспроизведение. Забывание, закон
забывания Эббингауза. Изучение индивидуальных
особенностей памяти. Методы исследования
памяти. Самодиагностика.
Факторы, влияющие на эффективность запоминания.
Основные приемы запоминания и долговременного
сохранения материала. Мнемотехнические
приемы. |
20.09.10 - 25.09.10
|
Занятие 4. Мышление.
Мышление
как высшая форма познавательной
деятельности. Основные операции мышления
и логические формы. Виды мышления.
Особенности врачебного мышления. Общие
принципы решения проблемных задач.
Методы изучения мышления. Самодиагностика.
Практические рекомендации по развитию
творческого мышления. |
27.09.10 - 02.10.10
|
Занятие 5. Эмоционально-волевая сфера.
Эмоции
и чувства как основные регуляторы
поведения человека. Теории происхождения
эмоций. Классификация эмоций. Психологическая
характеристика фундаментальных эмоций.
Влияние эмоций на познавательную деятельность.
Понятие стресса, виды стресса. Изучение
волевых процессов, их место и роль в жизни
человека. Общая характеристика и стадии
волевого процесса. Волевые качества человека
и их развитие. |
04.10.10 - 09.10.10
|
Занятие 6. Психические свойства индивида.
Психологическая
структура человека как индивида:
конституциональные особенности, темперамент,
задатки и способности.
Понятие
о темпераменте и его типах. Теории
темперамента. Тип ВНД и темперамент.
Методы изучения темперамента (опросник
Айзенка). Значение темперамента в общении
и врачебной деятельности.
Задатки,
способности и их взаимоотношения.
Классификации способностей. Развитие
и условия развития способностей. Сензитивные
периоды. Факторы, влияющие на развитие
способностей. |
11.10.10 - 16.10.10
|
Занятие 7. Характер человека.
Характер
как система отношений личности.
Черта характера. Этапы формирования
характера. Темперамент и характер:
отношения понятий, различия. Акцентуации
характера. Самодиагностика (методика
Леонгарда-Шмишека). |
18.10.10 - 23.10.10
|
Занятие 8. Личность
Соотношение
понятий «темперамент», «характер»,
«личность». Психологическая структура
личности. Направленность как основная
характеристика личности. Потребности
как источник развития личности. Иерархия
потребностей по А. Маслоу. Интересы, идеалы
и мировоззрение личности. Мотивация
и мотивационные свойства личности. Самодиагностика.
«Я»-концепция
и самосознание личности. Составляющие
«Я»-концепции. Самооценка как ядро личности.
Самооценка и уровень притязаний. Формирование
самооценки, ее влияние на поведение личности.
Методы исследования личности (методика
Кеттелла). |
25.10.10 - 30.10.10
|
Занятие 9. Оформление итогового рейтинга по результатам проделанной работы и текущего контроля знаний.
| 01.11.10 - 06.11.10
|
Методические
указания к семинарским
занятиям
Тема
1: Психология как наука.
- Знать основные
понятия. Психология, психики, психические
явления
- Иметь представления
об основных этапах развития психологии:
- античность, средневековье, эпоха возрождения,
новое время. Современное состояние науки.
Развитие психологии в России: Сеченов
И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.
Тема
2: Структура психики
человека.
- Знать основные
понятия: психика, чувствительность, раздражительность,
поведение, сознание, интеллект; психические
процессы, состояния, свойства.
- Иметь представление
о месте психологии среди других наук:
философских, естественнонаучных, социальных,
о ее отраслях, методах. О структуре психики
и этапах ее развития
Тема
3: Ощущение как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Ощущение, условный рефлекс, анализатор,
сенсорная адаптация, сенсорная депривация,
сенсибилизация, абсолютный и дифференциальный
порог чувствительности.
- Иметь представления
о физиологической основе ощущений (строение
анализатора). Условиях возникновения
ощущений. Классификации ощущений, свйствах.
Абсолютный и дифференциальный пороги
чувствительности. Понятие сенсорной
адаптации. Сенсорная депривация. Сенсорная
сенсибилизация.
Тема
4. Восприятие как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Восприятие, константность, иллюзии
восприятия.
- Иметь представления
о фазах восприятия (формирование перцептивного
образа) – от обнаружения до опознания
объекта. Видах восприятия: по модальности,
по форме существования материи. Основных
свойства восприятия.
Тема
5. Внимание как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Внимание, ориентировачный рефлекс,
принцип доминанты.
- Иметь представления
о физиологических основах внимания. Видах
внимания: произвольное, непроизвольное,
послепроизвольное. Основные свойства
внимания: устойчивость, избирательность,
концентрация, объем, распределение, переключение.
Тема
6. Память как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Память. Процессы сохранения,
узнавания, воспроизведения, забывания.
- Иметь представления
о видах памяти. Законе Рибо. Законе забывания
Эббингауза. Эффекте Зейгарник. Факторах
способствующих забыванию и запоминанию.
Мнемотехники.
Тема
7.Мышление как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Понятие мыслительного процесса.
Физиологическая основа мышления. Фазы
мыслительной деятельности. Мыслительные
операции. Интеллект.
- Иметь представление
о видах мышления, виды мышления: наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация.
Тема
8. Эмоции.
- Знать основные
понятия. Эмоции чувства. Аффект, настроение,
эмоционая реакция.
- Иметь представление
о характеристиках эмоций: полярность,
энергетическая насыщенность, интегральность.
Функциях эмоций. Классификации. Теориях
возникновения эмоций: Джеймса-Ланге,
Кеннона-Барда, К. Изарда, В.П. Симонова.
- Иметь представление
о диагностике эмоциональных состояний,
чувств.
Тема
9.Воля как психический
процесс.
- Знать основные
понятия. Воля, волевой акт.
- Иметь представления
о характеристиках воли, стадиях волевого
процесса, развитии воли. Волевых качествах
человека.
Тема
10. Темперамент.
- Знать основные
понятия. Темперамент, флегматик, меланхолик,
сангвиник, холерик, экстраверсия, интроверсия.
- Иметь представления
о теоретических подходах к темпераменту,
оснвоных компонентах темперамента.
- Уметь диагностировать
темперамент
Тема
11. Задатки и способности,
- Знать основные
понятия. Задатки, способности, навыки,
умения, талант, одаренность, гениальность.
- Иметь представления
о классификации способностей. Природе
человеческих способностей, развитии
способностей, их признаках
Тема
12. Характер.
- Знать
понятия. Характер, социализация, акцентуация
характера, психопатия.
- Иметь
представления. о типах подходам к акцентуациям,
Отличие от психопатий.
- Уметь диагностировать
(опросник Леаонгарда-Шмишека)
Тема
14. Я-концепция, направленность..
- Знать понятия:
я –концепция, самосознание, уровень притязаний,
самооценка, потребности, интересы, направленность,
мотивация.
- Иметь представления
о иерархии мотивов А. Маслоу.
- Самодиагностика.
Вопросы к зачету по разделу "Общая психология"
- Психология
как наука. Понятие. Основные этапы
развития психологии: I-античность, II-средневековье,
III-эпоха возрождения, IV-новое время. Современное
состояние науки.
- Предмет
психологии. Классификация психических
явлений: псих. процессы, псих. состояния,
псих. свойства личности.
- Направления
психологии. Психодинамическое направление,
основные теоретические положения. Представители
направления.
- Направления
психологии. Поведенческая психология,
основные теоретические положения. Представители
направления.
- Направления
психологии. Гуманистическая психология,
основные теоретические положения. Представители
направления.
- Методы
мед. психологии. Субъективные, объективные,
моделирование.
- Возникновение
и развитие психики.
Раздражимость и чувствительность. Психическое
отражение.
- Становление
человека и возникновение
сознания. Развитие речи. Самосознание.
Бессознательное.
- Ощущение
как психический процесс. Понятие.
Физиологическая основа ощущений (строение
анализатора). Условия возникновения ощущений.
- Ощущение
как психический процесс. Классификация
видов ощущений (по Шеррингтону): экстероцепция,
интероцепция, проприоцепция. Модальность.
Интермодальные ощущения.
- Ощущение
как психический процесс.
Основные свойства ощущений: качество,
интенсивность, продолжительность, пространственная
локализация. Абсолютный и дифференциальный
пороги чувствительности.
- Ощущение
как психический процесс. Понятие
сенсорной адаптации. Сенсорная депривация.
Сенсорная сенсибилизация. Сенсорная
типология: аудиалы, визуалы, кинестетики.
- Восприятие
как психический процесс. Понятие. Взаимосвязь
и различия с процессом ощущения. Формирование
перцептивного образа: обнаружение, различение,
идентификация, опознание объекта.
- Восприятие
как психический процесс. Виды восприятия
по форме существования материи: восприятие
времени, пространства, движения.
- Восприятие
как психический процесс.
Основные свойства восприятия: предметность,
целостность, структурность, константность,
осмысленность, избирательность.
- Внимание
как психический процесс.
Понятие. Физиологическая основа внимания.
Виды внимания: произвольное, непроизвольное,
послепроизвольное.
- Внимание
как психический процесс. Основные свойства
внимания: устойчивость, избирательность,
концентрация, объем, распределение, переключение.
- Память
как психический процесс.
Понятие. Физиологическая основа памяти.
Классификация видов памяти: по способу
запоминания, по характеру психической
активности, временная характеристика.
- Память
как психический процесс. Классификация
памяти по характеру психической активности:
двигательная, эмоциональная, образная,
словесно-логическая.
- Память
как психический процесс.
Классификация памяти по способу запоминания:
произвольная, непроизвольная, механическая,
осмысленная.
-
Память как психический
процесс. Классификация памяти по продолжительности
закрепления сохранения материала: сенсорная,
кратковременная, оперативная, долговременная.
-
Память как психический
процесс. Мнемические процессы: запоминание,
воспроизведение, узнавание, забывание.
Закон Рибо. Закон забывания Эббингауза.
Эффект Зейгарник.
- Мышление
как психический процесс.
Понятие. Физиологическая основа мышления.
Фазы мыслительной деятельности.
- Мышление
как психический процесс.
Классификация мышления: виды, формы,
мыслительные операции.
- Мышление
как психический процесс.
Виды мышления: наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое.
- Мышление
как психический процесс.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Допонятийное мышление: эгоцентризм, синкретизм,
трансдукция…Взгляды Выготского, Пиаже.
- Мышление
как психический процесс.
Мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация.
Речь как психический процесс.
- Эмоции.
Понятие. Характеристики эмоций: полярность,
энергетическая насыщенность, интегральность.
Функции эмоций.
- Эмоции.
Эмоции и чувства. Классификация: эм. реакции,
эм. состояния, эм. свойства.
- Эмоции.
Теории возникновения эмоций: Джеймса-Ланге,
Кеннона-Барда, К. Изарда, Симонова…
- Темперамент.
Понятия экстраверсии, интроверсии, нейротизма. Темперамент
как интегративное психическое образование
нейродинамических и психодинамических
свойств. Темперамент как психическая
подсруктура личности.
- Темперамент.Основные
компоненты и свойства темперамента.
- Исторические
пододы к пониманию
темперамента: гуморальная типология
Гиппокрапа-Галена, конституциональные
типологии Кречмера и Шелдона. Роль работ
И.П. Павлова для физиологического
обоснования традиционно выделяемых типов
темперамента (сангвиник, холерик,флегматик,меланхолик).
- Понятие
о человеке-личности. Социально-групповая
принадлежность и социальная
психология личности . Этапы социализации
личности. Личностная
самореализация человека.
- Характер. Определение понятия характер,
как психического свойства личности, определяющее
линию поведения человека и выражающегося
в его отношениях к окружающему миру, другим
людям, самому себе..Волевые черты характера,
эмоциональные, интеллектуальные.
Уровень притязаний личности, как
качественная характеристика личности.
- Акцентуация
характера. Определение акцентуации
характера по А.Е. Личко. Явная и скрытая
акцентуации. Истероидный и эпилептоидный
типы акцентуаций. Характеристики
истероидных черт акцентуации, эпилептоидных
черт, есть ли сходство и различия между
данными акцентуациями характера.
- Акцентуация
характера. Определение акцентуации
характера по А.Е. Личко. Явная и скрытая
акцентуации. Гипертимный и циклоидный
типы акцентуаций , есть ли сходство и
различия между данными акцентуациями
характера.
- Акцентуация
характера. Определение акцентуации
характера по А.Е. Личко. Явная и скрытая
акцентуации. Шизоидный и сенситивный
виды акцентуаций,есть ли сходство и различия
между данными акцентуациями характера.
- Направленность личности и самооценка. Иерархия мотивов
по Маслоу. Мотивация.
- Я- концепция. Самооценка. Формула самооценки.
Список тем, предлагаемых для написания реферата1. Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии, академическая и практическая психология, современное состояние психологии, основная парадигма. 2. Методы психологической науки. Интроспекция, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование. 3. История развития психологической науки. Развитие взглядов о предмете психологии. Сознание как предмет научной психологии, психология как наука о поведении, психология как наука о бессознательном. 4. Психика как форма отражения материи. Механизмы психики, физическое, физиологическое, психическое отражение. Раздражимость и чувствительность. Этапы развития психики. 5. Сознание как высшая стадия развития психики. Свойства сознания, общественно - историческая природа сознания. 6. Ощущение. Современные концепции ощущения. 7. Восприятие. Принципы организации восприятия. Современные теории восприятия. 8. Внимание. Современные теории внимания. Развитие внимания в онтогенезе. 9. Память. Виды памяти. Теории памяти в психологии. 10. Мышление, общая характеристика. Мышление как деятельность, виды мышления. 11. Соотношение мышления и речи. Феномен эгоцентрической речи. 12. Воображение и индивидуальное творчество. Развитие воображения на различных этапах онтогенеза. 13. Психология творческого мышления. Личностные особенности творческого мышления. 14. Интеллект. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже. 15. Эмоции. Свойства и функции, полярность эмоций. Теории эмоций. 16. Направленность личности. 17. Природа индивидуальных различий в способностях людей. 18. Генотип, свойства нервной системы и способности человека. 19. Гендерные различия способностей. 20. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности. 21. Место характера в структуре личности. Формирование характера. 22. Механизмы психической регуляции.Теоретический анализ волевого действия. 23. Теории мотивации. 24. Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности. 25. Самосознание. Становление самосознания, функции самосознания. |