Тренинг публичного выступления


Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им.акад. И.П. Павлова.

 Кафедра психиатрии и наркологии с курсами медицинской

психологии и психосоматической медицины.

 

ПРОГРАММА

 элективного курса «Тренинг эффективного публичного выступления»

для студентов университета или слушателей без специальной подготовки.

  

Санкт-Петербург

2011 г.

Программа элективного курса «Тренинг эффективного публичного выступления»

составлена:       лаборантом кафедры психиатрии и наркологии, Исаевой А.А.

     АННОТАЦИЯ.

Основная цель элективного курса  – научить участников чувствовать себя уверенно при выступлении перед аудиторией, научить составлять выступление так, чтобы оно соответствовало их целям и было интересным и понятным.

 Общая цель конкретизируется в следующих задачах:

1.     Приобретение знаний о структуре публичного выступления.

2.     Приобретение знаний о факторах эффективности публичного выступлении

3.     Приобретение навыков анализа и управления собственным невербальным поведением

4.     Получение и развитие навыков снятия напряжения аудитории и работы с сопротивлением

5.     Выработка и тренировка навыков артикуляции, тембра голоса, расстановки интонаций и пауз в речи.

6.     Снятие скованности и страха публичного выступления

7.     Развитие навыка мотивирования при публичном выступлении

 

 

 

 

Уровень представлений, знаний и умений, приобретаемых студентами в процессе обучения.

 

По окончании курса студенты должны:

1. Иметь представление:

1) об управлении эмоциями, саморегуляции

2) о понятии «мотивация», «эмоциональный менеджмент»

3) о механизмах восприятия информации, передаваемой устно

4) о колебании внимания у аудитории и способах поддержания интереса

6) о понятиях «жестикуляция», «мимика», «проксемика», «кинесика», «артикуляция»

7) о харизме лидера

 

2. Знать:

1) структуру, цели и виды публичного выступления

2) техники снятия напряжения у аудитории

3) техники мотивирования и заражения аудитории;

4) о способах развития дикции и расстановки пауз

5) о сопротивлении аудитории и способах работы с ним;

6) об особенностях эмоциональных состояний аудитории

 

3. Уметь:

1) Анализировать, оценивать и интерпретировать невербальное поведение выступающего;

2) Составлять план выступления, отбирать материал и использовать методы подготовки к публичному выступлению

3) Применять техники публичного выступления

4) Отвечать на каверзные вопросы аудитории

5) Снимать напряжение, сопротивление, негативные эмоции аудитории

6) Использовать навыки убедительного и мотивирующего выступления

7) Понижать напряжение и управлять эмоциональным состоянием не только большой аудитории, но и в повседневном общении

8) Управлять своим голосом, выбирать тот тембр и те интонации, которые наиболее соответствуют цели выступления, и использовать их

9) Пробуждать у слушателей интерес к теме своего выступления и удерживать их внимание в течение всей речи

Основной принцип тренинга публичного выступления – участники тренинга, работая в группе или самостоятельно, обучаются навыкам и техникам эффективного публичного выступления при активном участии в упражнениях и получении обратной связи.

 

Задача преподавателя,  ведущего тренинг  - создать условия, которые помогут каждому участнику раскрепоститься при публичном выступлении и реализовать свои возможности. А также создать такие упражнения, в которых люди смогут найти зону развития, над которой им предстоит работать.

Задача каждого участника – принимать активное участие в работе группы и при самостоятельной работе.

Давать искреннюю обратную связь каждому участнику и принимать ту, что исходит от других участников для более четкого понимания своих сильных и слабых сторон, а также для выработки наиболее удачного стиля публичного выступления.

 

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

· Краткое изложение теоретического материала.

· Выявление существующих паттернов и стилей публичного выступления у каждого участника, их достоинств и недостатков.

· Инструктирование, выработка и моделирование новых моделей публичного выступления и работы с аудиторией.

· Закрепление новых способов взаимодействия в играх, психогимнастических упражнениях, публичных выступлениях в рамках тренинга, которые записываются на камеру и разбираются в группе.

· В конце каждого занятия – групповая дискуссия (обсуждение проведенного занятия, полученной информации).

 

 

 

 

План занятий элективного  курса «Психологический тренинг общения»:

Продолжительность всего курса – 20 часов.

 Количество участников в группе – 12-15 человек.

 

Содержание  занятия

Форма

Кол-во часов

 

Задачи

1-е занятие.

Структура публичного выступления

Способы подготовки к публичному выступлению. Цель выступления.

Отработка структурирования текста

Каверзные вопросы и техники ответа на них.

 

 

Пр.

 

 

4ч.

 

2ч.

 

Снижение страха перед выступлением, знакомство, представление о подготовке к публичному выступлению

Усвоение техник ответов на каверзные вопросы

2-е занятие.

Экспрессивность речи

Невербалика в выступлении. Мимика. Жестикуляция. Поза.

Эмоциональная окраска речи. Тембр голоса. Акценты и интонации. Расстановка пауз.

 

 

Пр.

 

Пр.

 

 

 

    3ч.

 

4ч.

Развитие экспрессивности речи, управление своим невербальным поведением. Анализ невербального поведения.

Овладение своим голосом, его тембром, развитие навыка расстановки пауз и интонаций в обычном и научном текстах.

3-е занятие.

Управление аудиторией.

Управление эмоциями аудитории. Снятие напряжения. Актуализация нужных эмоций

Заражение аудитории эмоциями.

Мотивация аудитории

 

 

 

Пр.

 

Пр.

Пр.

 

 

3ч.

 

2ч.

2ч.

Закрепление полученных навыков. Усвоение техник и способов управления эмоциями, общих техник снятия напряжения.

Овладение способами заражения аудитории и навыками убедительного выступления.

Получение навыков мотивирования и мотивирующего выступления

Всего:

Практ/зан.–20ч.

20часов

 

 

 


 

Содержательные аспекты элективного курса

«Психологический тренинг общения».

 

 

1-е  занятие. Структура публичного выступления.

Знакомство. Сбор ожиданий участников, объяснение норм и правил работы в тренинговой группе.

Самооценка собственных ораторских способностей. Пробное выступление о себе, запись на камеру, обсуждение сильных и слабых сторон.

Подготовка к выступлению: сбор информации об аудитории, организация материала, понятие цели публичного выступления. Понятие структуры выступления.

Отработка вступления, основной части и заключения как основных структурных компонентов выступление, информирование об их задачах, целях и основных принципах организации материала.  Выступление. Техники ответов на каверзные вопросы.

 

2-е  занятие. Экспрессивность речи

Кратко повторение пройденного на прошлом занятии. Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в группе.

Психогимнастические упражнения на выражение, распознавание и отражение эмоций другого. Ролевая игра для выявления основных невербальных компонентов публичного выступления. Отработка жестов и позы убедительного выступления и жестов и позы, располагающей к доверию.

Паузы, акценты и интонации в выступлении. Виды эмоциональной окраски сообщения. Способы сделать речь более выразительной. Упражнения, направленные на работу с голосом, его тембром, дыханием.

Придание эмоциональной окраски и расстановка интонации и пауз в научном тексте. Обсуждение результатов, полученных навыков и знаний.

Получение обратной связи участниками.

 

3-е  занятие. Управление аудиторией

Закрепление полученных навыков структурирования текста и придания ему эмоциональной окраски.

Понятие эмоционального менеджмента. Методы управления эмоциями и снятия эмоционального напряжения. Ролевая игра для отработки методов  и закрепления полученных знаний на практике.

Сопротивление аудитории и техники работы с ней. Ролевая игра для закрепления навыка работы с сопротивлением и снятия напряжения.

Заражение аудитории эмоциями. Факторы заражения и убеждения. Пробное выступление в рамках игры для выделения и оценки наиболее значимых факторов и зоны развития для каждого участника.

Мотивирующее выступление. Определение в ходе дискуссии мотивирующих факторов. Способы мотивирования. Выступление в рамках игры для проработки полученной информации. Обсуждение результатов  и выделение наиболее значимого фактора.

Подведение итогов. Повторное выступление на ту же тему, что и на 1м занятии с учетом полученных в течение тренинга знаний и навыков. Обсуждение. Обратная связь от участников друг другу.

 

 

 

Comments