Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.акад. И.П. Павлова.
Кафедра психиатрии и наркологии с курсами медицинской психологии и психосоматической медицины. ПРОГРАММА элективного курса «Психологический тренинг общения» для студентов лечебного факультета.
Санкт-Петербург 2002 г.
Программа элективного курса «Психологический тренинг общения» составлена: зав. курсом психологии, к.п.н. Е.Р.Исаевой, ассистентом В.В.Трубиной.
Утверждена на заседании цикловой методической комиссии СПбГМУ им. И.П. Павлова Утверждена на заседании Методического Совета СПбГМУ им. И.П. Павлова.
АННОТАЦИЯ.
Основная цель элективного курса – повышение коммуникативной компетентности будущих врачей в ситуациях социального и профессионального взаимодействия.
Общая цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Приобретение знаний в области психологии личности. 2. Приобретение умений и навыков эффективного общения (например, установление контакта с партнером по общению, умение выслушать и правильно понять собеседника, навыки проведения деловой беседы и.т.д.). 3. Развитие способности адекватного и полного восприятия себя и других людей, а также взаимоотношений, складывающихся в процессе общения. 4. Коррекция и развитие системы отношений личности. Развитие личностного потенциала участников группы. 5. Преодоление стереотипов, ведущих к неуверенному и агрессивному поведению. Формирование навыков уверенного поведения. 6. Обучение стратегиям и правилам поведения в конфликтных ситуациях. 7. Приобретение навыков психической саморегуляции.
Уровень представлений, знаний и умений, приобретаемых студентами в процессе обучения.
По окончании курса студенты должны:
1. Иметь представление: 1) о закономерностях межличностного взаимодействия, его пусковых механизмах, а также о социальных стереотипах и факторах, определяющих успешность взаимодействия; 2) о механизмах межличностного восприятия между людьми; 3) о своей роли в структуре межличностных и социальных отношений; 4) об основных видах и средствах психологического влияния; 5) о понятии «конфликт», об основных типах конфликтов и стратегиях поведения в них.
2. Знать: 1) основные этапы и техники установления межличностных контактов (вербальные и невербальные способы); 2) приемы (техники) ведения беседы с партнером по общению; 3) основные виды и средства психологического влияния; 4) правила ведения дискуссии, методы убеждения и переубеждения; 5) эффективные стратегии самопрезентации и самопродвижения; 6) аспекты этики делового взаимодействия. 3. Уметь: 1) верно оценивать и интерпретировать невербальные и паралингвистические компоненты общения и поведения людей; 2) использовать собственные эмпатийные возможности и понимать эмоциональное состояние партнера по общению; 3) применять техники психической саморегуляции; 4) использовать в своей работе профессиональные навыки рефлексивного слушания и понимания партнера; 5) владеть эффективными стратегиями поведения в эмоционально-напряженных ситуациях; 6) использовать профессиональные навыки убеждающего воздействия на партнера (приемы аргументации и контраргументации); 7) применять приобретенные навыки уверенного поведения в различных житейских ситуациях социального взаимодействия.
Основной принцип психологического тренинга общения – каждый участник тренинга обучается (овладевает навыками) навыкам эффективного общения путем собственных активных усилий. Задача преподавателя, ведущего тренинг - создать условия, способствующие реализации возможностей каждого участника и обучение новым методам взаимодействия. Задача каждого участника - быть активным в процессе групповых занятий и в самостоятельной работе. Одной из важных методологических составляющих тренинга является наличие обратной связи, благодаря которой участники могут корректировать и совершенствовать навыки общения, нивелировать неадаптивные способы поведения.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы: · Краткое изложение теоретического материала. · Выявление привычных для участников способов межличностного взаимодействия, когнитивных установок. · Инструктирование и моделирование иных возможностей и способов взаимодействия. · Закрепление новых способов взаимодействия в ролевых играх и психогимнастических упражнениях. · В конце каждого занятия – групповая дискуссия (обсуждение проведенного занятия, полученной информации).
План занятий элективного курса «Психологический тренинг общения»: Продолжительность всего курса – 36 часов. Количество участников в группе – 12-15 человек.
Содержательные аспекты элективного курса «Психологический тренинг общения».
1-е занятие. Знакомство. Сбор ожиданий участников, объяснение норм и правил работы в тренинговой группе. Принцип активности каждого участника. Знакомство с понятием и основными видами коммуникации (вербальное и невербальное общение). Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания эмоционального состояния партнера по общению. Получение обратной связи от участников группы.
2-е занятие. Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в группе. Групповая дискуссия «Личностные качества врача, определяющие успешность его коммуникации (взаимодействия) с пациентом». Анализ дискуссии. Типичные ошибки, совершаемые при общении с другими людьми. Знакомство со структурой деловой беседы. Установление контакта, основные правила. Ориентация в проблеме. Техники активного слушания. Прием и передача информации. Открытые и закрытые вопросы. Упражнения и работа в парах, направленные на овладение приемами профессионального слушания. Групповое обсуждение.
3-е занятие. Техники слушания – закрепление полученных навыков. Ролевые игры, тема: «Первый прием больного». Знакомство с профессиональными навыками поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Упражнение «Дерево конфликтов». Ролевые игры, направленные на закрепление техник снятия эмоционального напряжения в партнерском общении. Групповое обсуждение дня тренинга.
4-е занятие. Блиц-опрос по материалам предыдущего дня. Игры со скрытым мотивом. Анализ основных ошибок, допущенных участниками в ходе ролевой игры. Факторы, способствующие и препятствующие убеждающему воздействию на партнера. Техники аргументации и контраргументации. Разбор конкретных ситуаций, анализ индивидуальных случаев неудачного решения проблемы, предлагаемых участниками группы. Отработка всех полученных навыков аргументации в парах. Групповое обсуждение дня тренинга.
5-е занятие. Блиц-опрос по материалам предыдущего дня. Виды и техники психологического влияния на людей: варварские, манипулятивные, цивилизованные. Основные понятия. Отработка навыков цивилизованного влияния. Техники «психологической самообороны». Их закрепление в упражнениях и играх. Алгоритм противостояния манипулятивному влиянию. Знакомство с навыками психической саморегуляции. Обсуждение впечатлений дня тренинга. Домашнее задание: «Подготовка мини-самопрезентации». 6-е занятие. Самопрезентация и самопродвижение: основные требования и стратегии осуществления. Демонстрация и обсуждение домашнего задания. Анализ ошибок в выступлениях участников. Особенности построения излагаемого материала. Основные характеристики уверенного поведения. Ролевая игра: «Устройство на работу». Групповая дискуссия "Самопрезентация личных и профессиональных качеств врача". Подведение итогов тренинга, обмен мнениями участников группы. Прощание. |
Элективные курсы >