Электив "Медицинская психология"

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

им. акад. И.П. Павлова


1. Темы занятий:

1.Тревожные расстройства в общемедицинской практике:

1.1. Психологические концепции происхождения тревожных расстройств.

1.2. Тревожные и фобические расстройства у пациентов с

сердечно-сосудистыми заболеваниями в терапевтической и хирургической

практике.

1.3. Психологическое сопровождение пациентов до и после хирургической

операции на сердце.


2.Профилактика ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков: теория

и практика. Консультирование до и после теста на ВИЧ.


3. Суицидология: механизмы формирования и развития суицидального

поведения, методы профилактики и коррекции


4.Психология утраты



 

Программа учебной дисциплины

Электив

 

 

Медицинская психология

 

Авторы:  Исаева Е.Р., Джанаева Ж.В., Новикова А.А., Семенова Е.С., Трубина В.В., Усачева Н.А.


Санкт - Петербург

2007

 

 

Организационно-методический раздел


Программа «Медицинская психология» предназначена для студентов 4 курса лечебного и стоматологического факультетов СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Данный курс тесно связан с курсами «Общая психология» и «Социальная психология» и предполагается, что студенты приступают к изучению клинической (медицинской) психологии после освоения указанных курсов. Курс интегрируется со всеми гуманитарными дисциплинами: нормальной физиологией, физиологией высшей нервной деятельности, общей биологией, курсом ухода за больными, пропедевтикой внутренних болезней. Он создает основу для последующего изучения психиатрии.    

 

 

1.Цель курса электива

 

Целью учебного курса является теоретическая подготовка студентов к осуществлению профессиональной деятельности в рамках биопсихосоциального подхода в медицине. Курс предполагает овладение студентами психологическими знаниями  личности больного, формирование навыков общения с пациентами с учетом их индивидуально-характерологических и личностных особенностей.

 

2.Задачи:

 

  • Знакомство студентов с основными понятиями, этапами развития и методологическими принципами медицинской психологии;
  • Знакомство с возможностями современной медицинской психологии, предметом и методами, междисциплинарным характером основных ее направлений.
  • Формирование представлений о влиянии болезни на личность человека и возможностях обратного влияния, изучение типичных реакций личности на болезнь,  особенности реакций семьи на болезнь одного из его членов.
  • Изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
  • Знакомство  с основными принципами организации психологической помощи в различных областях медицины.
  • Формирование представления о психологических составляющих ухода за различными категориями больных.

 

 

3.Место курса в системе медицинского образования.

Курс «Медицинская психология» ориентирован на формирование представлений о медицинской культуре и психологическом  подходе в лечении больного человека, где центральным элементом в системе лечебно-диагностического процесса является личность больного.

Обучение предполагает знакомство с предметом и содержанием медицинской психологии, формирование представлений о личности больного  и ее роли в возникновении, течении, прогнозе болезни, ознакомление с понятиями внутренней картины болезни, копинг-поведения и защитных психологических механизмов. 

Курс рассчитан на один семестр. Каждое занятие включает в себя изложение теоретического материала, отработку практических навыков, а также дискуссии в группе и  ролевые игры. Основной акцент делается на имеющемся у студентов опыте взаимодействия с больными. Также предполагается проведение клинических разборов, ознакомление с данными историй болезни, их психологической квалификации. Наряду с занятиями предусматривается самостоятельная работа и изучение литературы.

 

 

4.Требования к уровню освоения содержания курса.

 

В результате изучения материалов курса слушатели должны:

  • приобрести теоретические и практические знания в области медицинской психологии;
  • уметь составить психологическую характеристику личности, собрать психобиографический анамнез;
  • уметь ориентироваться в психологическом состоянии пациента и строить отношения с учетом полученных знаний;
  • уметь оценить свое состояние на момент взаимодействия с пациентом, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, а также элементарными навыками управления вниманием, памятью, мышлением;
  • владеть психологическими техниками установления и углубления контакта, управления ходом взаимодействия, уметь использовать в деятельности приемы убеждения и внушения;

 

 

 Содержание курса электива.

 

1. Разделы

Курс состоит из трех разделов:

1. Лекционный курс – 24 часов.

2. Практические занятия (семинары, клинические разборы)–10 часов.

3. Самостоятельная работа – 12 часов.

Всего 48 часов

 

 

2.Темы и краткое содержание курса электива.

 

Тема 1. Предмет медицинской психологии. История медицинской психологии: связь соматических процессов с «душевными», мозга и психики, теоретические воззрения на разных этапах развития человеческого общества и истории медицины. Основные направления: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, психология экзистенциализма).

 

Тема 2. Основные понятия медицинской психологии. Цели и задачи медицинской психологии. Ведущие разделы медицинской психологии – патопсихология, нейропсихология, психологические аспекты психосоматических расстройств, психология аномального развития. Основные методы медицинской психологии: клинико-психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

Место медицинской психологии в различных областях медицины - в психиатрии, неврологии, нейрохирургии, наркологии, в службе кризисных состояний, психосоматической клинике.

 

Тема 3. Роль психологических знаний в работе врача. Психология в медицинской деятельности. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Понятие комплайенса. Биопсихосоциальный подход в медицине, сотрудничество врача и психолога в лечебно-диагностическом процессе. Формирование психологии здорового образа жизни, образовательные программы в работе с больными: школы пациентов.  

 

Тема 4. Психологический стресс. Основные понятия в теории стресса: стрессор, стресс, дистресс, эустресс. Концепция стресса Г. Селье. «Общий адаптационный синдром». Механизмы совладания со стрессом – копинг-поведение, механизмы психологической защиты. 

     Тема 5.  Психологические аспекты ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство)  Исторический обзор. Современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Определение ПТСР. Критерии ПТСР по МКБ-10. Типы травматических ситуаций (однократное, краткосрочное, неожиданное травматическое событие и повторяющееся воздействие травматического стрессора). Теоретические модели ПТСР: «двухфакторная теория», «этиологическая мультифакторная концепция», разработанная А. Мэркером. Факторы, влияющие на возникновение ПТСР.

Особенности ПТСР у детей. Закономерности патопсихологических последствий ЧС в частных клинических картинах.

 

1. Социально - психологические аспекты «боевого стресса».  Характеристика психических функций. Психосоматические расстройства. Синдром "Зомби" у профессиональных военнослужащих в условиях боевых действий.

2. Травматический синдром изнасилования. Факторы в развитии и течении травматического синдрома изнасилования. Понятие виктимности.

3. Психология заложников. Типы реакций на ситуацию заложничества. «Стокгольмский синдром».

4. Психология террора. Страх. Тревога (предвосхищение опасности). Побудительная функция страха, воспитательная функция страха в социальном поведении. Ужас. Паника. Условия возникновения паники. «Болезнь колючей проволоки».

4. Психология террориста. Мотивация. Логика и мышление. Фанатизм. Идейный фанатизм. Политический фанатизм. «Синдром зомби». «Синдром камикадзе-шахеда».

5. Методы работы с ПТСР. Школа выживания (краткий курс самозащиты от террора)

 

 

Тема 6. Влияние психологических факторов на течение соматического заболевания. Болезнь как кризисная ситуация. Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный). “Вклады” психических факторов в болезненное состояние: особенности психического склада личности, повышающие риск заболеваемости, - акцентуации, психопатии, и т.д. Влияние стрессовых психологических факторов на уже развивающуюся болезнь.

 Внутренняя картина болезни. Виды восприятия болезни, отражающие уровень ее осознания. Влияние психики больного на течение болезни и возможность обратного влияния. Типы отношения к болезни. Ятрогенные заболевания.

Психосоматика: общие механизмы, влияющие на вероятность возникновения заболевания.

 

Тема 7. Психологические особенности больных различными соматическими заболеваниями. Влияние соматического заболевания на психику и личность человека. Особенности изменений структуры личности больных соматическими заболеваниями.

Психологические особенности работы с терапевтическими, онкологическими больными, с больными в хирургической клинике.  Роль психолога: психодиагностика и прогноз развития заболевания, подготовка к  операции и коррекция послеоперационных состояний, профилактика  обострений (психологические аспекты).

Психология работы с престарелыми людьми. Психологическая работа с умирающими больными, стадии формирования отношения к смерти. Беседа о диагнозе. Проблема «эвтаназии».

 

Тема 8. Психологические особенности больных нервно-психическими заболеваниями. Психологические особенности больных с острыми психозами, больных страдающих психическими расстройствами, больных с различными видами зависимостей (алкогольной, наркотической и др.). Особенности психологического контакта с больными в психиатрической клинике.

 

Тема 9. Семья и болезнь. Понятие семейного стресса и его роль в развитии или обострении болезни. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска. Виды социальной поддержки больного; семья как источник поддержки. Болезнь как способ решения семейных проблем. Хронический больной в семье. Психология родственников и посетителей больных.

 

Тема 10. Состояние горя. Горе как естественный и патологический процесс. Стадии горя. Типичные и нетипичные (патологические) симптомы переживания горя. Психологическая помощь при переживании горя, этапы психологической помощи.

 Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования. Распознавание суицидальной опасности.

 

Тема 11. Психология общения и установления контакта с пациентом. Гуманистический подход в установлении контакта с пациентом – принятие врачом личности пациента. Выражение межличностных чувств во время общения, техники эмпатических ответов – понимание состояния пациента и передача этого понимания ему. Трансфер и контртрансфер. Модели взаимодействия врач-больной. Этапы построения беседы с больным, особенности общения врача-стоматолога.

     Тренинг навыков профессионального общения: вербальные средства коммуникации: утверждение, вербализация, интерпретация, вопрос, пауза, пассивное и активное слушание. Невербальное общение, основные виды. Разбор «типичных» врачебных ошибок, связанных с невербальной коммуникацией. Конфликт между врачом и пациентом. Причины возникновения конфликта. Личностные особенности врача, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликтов.

 

Тема 12. Психологические аспекты деятельности врача. Профессиональные кризисы личности. Профессиональная деформация личности и синдром эмоционального выгорания у медработников.

 


Задания для самостоятельной работы.

 

    Слушателям предлагается написать самостоятельную работу по теме, связанной с направлением своей работы ориентируясь на следующие направления:

1. Роль психолога в психиатрии.

2. Психологическое сопровождение в общесоматических стационарах и поликлиниках.

4. Психологическая помощь в стоматологии.

5. Психологические особенности пациентов с челюстно-лицевыми аномалиями.

6. Психологическая подготовка пациента к операции.

7. Психологические аспекты в формировании психосоматических расстройств.

8. Психологическое консультирование и психотерапия в клинике соматических расстройств.

9. Проблема личности в медицинской психологии.

10. Значение психологических факторов в формировании устойчивой ремиссии    (при учете эффективности лечения).

11. Психологические особенности больных в различных клиниках.

12.Психологический портрет пациента.

13.Образовательные программы и их роль в лечебном процессе больных разной нозологии.  

 

 

 Распределение часов курса по темам и видам работ.



 

 

 

 

   

Наименование

тем и разделов

 

Всего  (час)

Аудиторные занятия

              (час)

 

Самостоя-

тельная  работа

В том числе

Лекции

Семинары

 

1.

Предмет медицинской психологии

 

2

 

 

2.

Основные понятия медицинской психологии

 

2

 

 

3.

Роль психологических знаний в работе врача

 

2

 

2

4.

Психологический стресс

 

2

 

 

5.

Психологические аспекты ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство)

 

2

2

2

6.

Влияние психологических факторов на течение соматического заболевания.

 

2

 

 

7.

Психологические особенности больных различными соматическими заболеваниями

 

4

1

4

8.

Психологические особенности больных нервно-психическими заболеваниями

 

2

1

 

9.

Семья и болезнь

 

2

 

 

10.

Переживание горя

 

2

2

 

11.

Психология общения и установления контакта с пациентом

 

 

4

2

12.

Психологические аспекты деятельности врача

 

2

 

2

 

ИТОГО:

48

24

10

12

 

 

Форма итогового контроля.

 

Зачет в форме собеседования по результатам самостоятельной работы.

 

 

Учебно–методическое обеспечение курса.

 

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М., 2000.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -  СПб., 1999.

4. Бройтингам В., Кристиан П.,Рад М. Психосоматическая медицина. -  М.,1999.

5. Веселова Е.К. Психологические проблемы профессиональной деонтологии./Ананьевские чтения-2001. СПбГУ. - с.146.

6. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы./ Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ. 1997.

7. Коржова Е.Ю.  Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. СПб.,1994.

8. Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб., 2003.

9. Лакосина Р.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - Москва: Медицина,1984.

10. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. – Л., 1983

11. Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. - СПб, 2000.

12. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. -  СПб, 2003.

13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.

14. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.,1987.

15. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. - СПб., 1992.

 

 

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -  Ленинград,1969.

2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами.- СПб., 2002.

3. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб., 2000.

4. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.,1983.

5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М., 1996.

7. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения./Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ. 1997г. - с.75.

8. Коржова Е.Ю. Психологическая адаптация педагогов к профессиональной деятельности. -  СПб.,1996г.

9. Куинджи. Валеология в школе. - СПб.,2000г.

10. Практическая психодиагностика. Методы и тесты./Под. ред. Райгородского Д.Я. - Самара, 1998.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.,1996.

12. Сартан Г.Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. - М.,1992.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1999.

 

 

 

3. Технические средства обучения.  Использование  компьютера и мультимедийного проектора.

 

 

4. Материальное обеспечение курса.

Раздаточный материал: бланки психодиагностических методик.